Творческая потенция личности это

Творческая потенция личности это thumbnail

Творческая потенция, или топливо искусства.
Все описанное далее – лишь мой личный опыт, который стараюсь упорядочить в понятную систему, поэтому не претендует на истину в последней инстанции.
Десятки вопросов о том, откуда берутся все идеи будущих артефактов и сам ли я пишу статьи, и всегда разные ответы на эти вопросы, побудили меня всерьез призадуматься о теме творчества.
Мудрецы говорят, что все люди – творцы. При этом последние уже по горло сыты теориями о материальности мыслей. Если бы сбывалось все, о чем думает каждый человек, Локи нервно покуривал бы в сторонке от разворачивающегося вокруг хаоса.
И все же именно эта мысль легла в основу пока еще сырой теории. Но к ней мы вернемся чуть позже.
А пока рассмотрим человека с двух точек зрения.
Приверженцы магической картины мироописания рассматривают человека как энергетическую самоосознающую структуру (назвать можно по-разному, я постарался сделать это максимально кратко). При этом человек постоянно посылает энергию во внешний мир, или, выражаясь языком эзотериков – излучает вибрации.
Не будем забывать и про ученых. Квантовая физика говорит нам, что весь мир – это волны, обладающие разной частотой колебаний и протяженностью. И человек – просто волна.
В обоих случаях прослеживается одна идея – человек, это существо, постоянно посылающее во внешний мир сигналы и принимающее обратные колебания как приемник.
И снова уйдем от темы, взглянув на творческих личностей. Представим себе дюжину музыкальных групп. Одна группа сочиняет песни в состоянии непрекращающейся депрессии и выдает весьма угрюмые тексты. Другая поет про красоту этого мира и пребывает в постоянном созвучии с миром. Третья несет атмосферу агрессивной анархичности. И далее до бесконечности.
Можно было бы рассмотреть этот вопрос на примере всех творческих личностей – разносторонних поэтов, актеров (с излюбленным стилем главных героев), писателей, но это долго.
Основная же идея звучит так: творческую силу питает любое чувство или состояние.
На секунду погрузимся в историю и вспомним выдающихся композиторов, сочинивших известные всему миру симфонии. Каждая симфония несет множество состояний, например, от тишины и благодати до воинственного и победоносного духа.
А вот теперь можно извлечь главные идеи всего вышесказанного и распаковать их в цельную упорядоченную картину.
Человек пребывает в постоянном потоке чувств, эмоций и состояний. Все это транслируется во внешний мир (вспоминаем про волны/вибрации). И каждое такое чувство – это и есть творческий импульс. Поэтому каждый человек действительно является творцом. Каждый, блин, человек – творец по определению, от рождения, потому что способен чувствовать и транслировать свои чувства. Он безостановочно творит окружающий мир пропускаемыми через себя состояниями. Человек постоянно “звучит” посылая в мир вибрации и трансформируя его.
Итоговая идея: чувства человека – и есть та самая муза, творческая жилка, творческая потенция, огонь души. Творческий кризис – это просто отсутствие чувств и возможности человека пропустить через себя новые состояния.
Поэтому не столь важно, о чем человек думает, важнее – какие сигналы он в мир посылает.
Это все теория. Практика тут крайне проста: спросить себя – какие сигналы сегодня я посылал в мир? Ответ шокирует, потому что дедушка в автобусе на ногу наступил, продавщица в магазине нахамила и т.д.
Таким вот образом старые и известные мысли обрели для меня новый смысл. Понятное дело, тут еще много “но”, и “в том числе”, а также “нельзя забывать и о…”, “а также”, и вообще все это требует дальнейшей распаковки. И все это лишь мои выводы и домыслы, близкие лишь моему духу.

Рейтинг

  
0.0

(0 голосов)

Чем живет handmade? Самое главное — в рассылке:

Подписаться

Источник

Творческий потенциал личности и условия его развития. Объективное и субъективное творчество личности

Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследований. Она действительно представляет собой определённый интерес, так что стоит углубиться в её изучение.

Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.

Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.

Читайте также:  Почему резко пропадает потенция

1. Творческий потенциал личности и условия его развития. Объективное и субъективное творчество личности.

Творческий потенциал — это проявление заложенной природой социаль­ности, духовности человека, его уникальности и неповторимости.

способность открытия нового знания

появление новых мотивов, целей учебной деятельности

владение новыми способами деятельности

импровизационность – способность внезапно принимать решения

расширение поля интеллектуальной активности

креативность – плодотворность в учебно-познавательной деятельности

активное отношение к миру

включение личности в значимые для нее сферы деятельности и общественные отношения

механизм решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен

определяет собственную инициативность для другого

реализация права личности на свободу, выход за пределы обязательного

защита личности от стрессов, уныния, жизненных потрясений

Содержание сторон активности личности: идеалы ценности мотивы интересы

Энергетические стороны проявляются: общение чувство воля поступки

Инициативность личности – творческая способность, заключающаяся в постоянном стремлении к самостоятельному действию, активной жизненной позиции личности.

Объективное творчество – оригинальные, новые, общественно значимые продукты (новые теории, научные открытия, произведения искусства)

Субъективное творчество – новое для данной личности, способы познания деятельности, открытие новых смыслов прежней деятельности

Креативность – творческие возможности человека, которые могут проявляется в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, это способность порождать множество разнообразных, оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.

2. Мотивация творчества. Личностные качества творческой личности.

Мотивация – совокупность причин психической характеристики, определяющей поведение человека, его начала, направленность и активность.

Мотивы творчества: внешняя сторона: стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения

внутренняя сторона: удовлетворение от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению.

Качества творческой личности: 1) продукт самосознания 2) интеллектуальный творческий потенциал 3) жажда познания и преобразования 4) чувственность к проблеме новизны 5) потребность в нестандартных решениях задач 6) критичность ума

3. Процессуальные характеристики творчества. Педагогическая поддержка проявлений индивидуальности и создание условий для развития творческого потенциала личности.

Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку.

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться «белой вороной», склонность к конформизму, моральные запреты, однообразие решаемых задач. Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

На основании анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству: ценностно-ориентационные личностью установки; самооценка; стабильность эмоционального состояния.

1) Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов: расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами»), смена деятельности.

2) Повышение самооценки путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации.

3) Творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества может вызвать посттравматический стресс, либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности.

Творчество – это, по сути, проявление и реализация способностей. Оно формирует личность творца и развивает его талант. Творчество является одной из важнейших потребностей человека. Антипод творчества – потребительство, которое может проявляться в разных формах, но чаще в материальных. Материальные потребности имеют очень важное значение, но удовлетворение их должно обеспечивать средства и условия для достижения цели, а не быть самой целью.

1) внутренние условия (знания, направленность способностей, индивидуальные психологические способности);

2) условия деятельности (постановка задачи, решение задачи, результат);

3) внешние условия (материально-техническая база, взаимоотношения в деятельности, внедрение результата).

Эти три группы условий связаны с целями (функциональными, экономическими, экологическими). Развитие задатков и способностей проявляется при гармонии условий и целей как внутри названных групп, так и между ними.

В любой деятельности можно выделить: познание, реагирование и отношение. Если отсутствует интерес и человек не испытывает потребности в этой деятельности, то эти элементы деятельности превратятся в механическое запоминание, отрицание, конфронтацию, а труд станет подневольным. Положительная мотивация обеспечит осмысление в процессе познания, принятие (резонанс с делом) и сотрудничество, что делает труд творческим.

Читайте также:  Есть потенция но нет полового влечение

4. Технология развития творческого потенциала личности.

Главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента: знания о природе, обществе, технике, способах деятельности; опыт осуществления основных способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.

Основными составляющими опыта являются: Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации. Установление целостной структуры объекта. Видение новой функции объекта. Разработка и учет альтернатив при решении проблемы. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-ориентированному подходу. Необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в учреждениях.

принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);

принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;

принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;

принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;

принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский).

принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, и определять задачи, решение которых ведет к достижению цели, контролировать и корректировать ход деятельности;

креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

Развитию творческих способностей содействуют эвристические методыучебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил, разработанных в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Широко распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Исследования Эриха Фромма

Принято считать, что потенциал – это в психологии способность человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению процесса развития личности посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.

Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода – это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.

О видах деятельности

Потенциал – это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.

Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.

Потенциал – это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.

Характеристика ЛП

Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.

Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, – ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Творческий потенциал личности и условия его развития. Объективное и субъективное творчество личности

Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества – творческий (ТП).

Читайте также:  Как приготовить мазь для потенции

В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.

Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают.

1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых);

2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;

4 этап – отбор, систематизация и классификация идей;

5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.

6 этап – окончательный выбор идей.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Достоинства метода эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений.

Метод аналогий. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).

Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.

Источники: https://fb.ru/article/309170/potentsial—eto-v-psihologii-chto-takoe-opredelenie, https://kartaslov.ru/значение-слова/потенция, https://studfiles.net/preview/6888718/

Креативность

Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.

Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам.

Рабочая сфера

Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.

Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей.

Самосовершенствование

Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.

Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.

Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.

А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное — это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.

Значение слова

Источник