Молочница с разбитым кувшином соколов

Молочница с разбитым кувшином соколов thumbnail

Царскосельская статуя
Н.В.Н.


Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

 
Октябрь 1916, Севастополь
Анна Ахматова

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница».

В 1808–1810 годах на месте бывшего павильона Катальной горки в Екатерининском парке Царского села по распоряжению Александра I соорудили Гранитную террасу, а внизу у Большого пруда — Большую гранитную пристань. По зеленому склону проложили новые дорожки, связавшие террасу и пруд. А устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном. И еще через шесть лет, летом 1816 года, здесь появилась бронзовая фигурка, которой суждено было стать символом Царского села…

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Держа на голове кувшин с молоком, Перетта бежала в город на базар, а ее мечты — бежали далеко впереди нее: конечно же, за кувшин чудесного молока она выручит столько денег, что сможет купить сто яиц; вырастить из них и выкормить сто цыплят не составит никаких трудов; сто курочек легко обменять на поросенка, и «расходов будет грош»; а за крупного и хорошего поросенка она выберет в городе коровку или бычка и будет радостно смотреть, как они прыгают на лугу среди стада… Тут счастливая обладательница упитанного рогатого хозяйства от радости подпрыгнула — и уронила кувшин.

Бедная Перетта! С отчаяньем глядит она на черепки, на разлитое молоко, на разбитый кувшин — на разбитые мечты о курочках, поросенке и бычке… Такой запечатлел молочницу мастер декоративной скульптуры русского классицизма П. П. Соколов. Вернее, не совсем. Следуя традициям искусства начала XIX столетия, он изобразил не простую французскую крестьянку, а самую настоящую античную нимфу, изысканную, печальную, трогательную и необъяснимо притягательную… Вот и Александр Сергеевич, вспомнив ее осенью 1830 года в Болдине, посвятил ей «античные» строки:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечна печальна сидит.

 — словно «вечная струя», течет пушкинский стих. И нет уже мечтательницы Перетты, забыто назидание Лафонтена, даже прозаический кувшин не избежал чудесной метаморфозы! Ведь урна, круглая невысокая античная ваза с широким горлом, — не простой сосуд. Лежащая на боку, с выливающейся из нее водой, она в искусстве и Древней Эллады, и эпохи Возрождения, и более позднего времени указывала на божество, обитающее в реке.
 

1870-е. Фонтан Молочница (Девушка с кувшином)

Быть может, не традициям своего времени следовал скульптор, когда изображал героиню басни в облике античной девушки, а хотел запечатлеть божество, обитающее в Царскосельском парке. Вот уже два столетия оно хранит это место, вдохновляет поэтов и всех, чья душа открыта гармонии… И потому хочется вновь и вновь приходить к прекрасной печальной деве, смотрящей на воду, слушающей тихий говор незримого гения, живущего в источнике, — а вдруг и тебе он нашепчет что-нибудь чудесное.

Светлана Обухова

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

И ее близняшки…

Статуя «Дева с разбитым кувшином» в парке усадьбы Суханово.

Эта чугунная статуя является точной копией (без каменного основания) с царскосельской скульптуры.
«Сухановская дева» первоначально находилась в парке у источника, недалеко от пристани, а затем была перенесена к мавзолею. Теперь она печалится над могилами Пестелей и Волконских.

К сожалению, сейчас статуя находится в плачевном состоянии: нет пальцев (как раз там должна была находиться ручка от кувшина), разбито основание, образовались дыры.

Если вам посчастливится  прогуляться в  небольшом уютном парке  позади усадьбы Бритц (Schloß Britz) под Берлином, то сможете там   обнаружить знаменитую «Девушку с кувшином» из парка Царского Села в Пушкине.   Немцы  называют скульптуру  «Milchmädchen» – “Молодая Молочница”. Оказывается, этот район Берлина Нойкельн (Neukölln)   является партнёром города Пушкин. И копию царскосельской статуи подарили  Берлину в 1989 году.

Но это еще не все…В парке усадьбы Малая Глинике (Klein Glienicke) перед самым въездом в Потсдам у того самого знаменитого моста, который называют «мост шпионов», можно  снова увидеть царскосельскую «Девушку с кувшином».  Но, как она сюда попала?

Замок был летней резиденцией принца Фридриха Карла Прусского. Когда Прусская Принцесса Шарлотта стала Императрицей Александрой Фёдоровной, то сделала подарок родному брату Карлу. И в этом случае можно увидеть только копию, подаренную тогда же в 1989 году, т.к. первая, старинная копия, погибла во время войны.

 

«Сухановская дева»

“Milchmädchen”  Schloß Britz
“Milchmädchen” Klein Glienicke
 
“Девушка с кувшином” Царское Село (г. Пушкин)

Источник

Вот и наступил этот день – символ нашего города, наша “царскосельская муза” , обожаемая всеми “Девушка с кувшином” благополучно пережила своё очередное суровое зимнее заключение и снова радует глаза всех прохожих и отдыхающих в нашем Екатерининском парке, угощая жаждущих своей холодной ключевой водой. Это верный признак того, что пришла настоящая Весна!Каждый раз, когда я “захожу к ней в гости” испить водицы, для меня это “Возрождение Чистой Ключевой Водой”. Сегодня же с нами к источнику “пришёл” и Михаил Иванович Глинка. Как говаривал Кот Бегемот: “Маэстро, врежьте марш!”

“Там Нимфа с таицкой водой Водой, которой не разлиться, Там стала лебедем Фелица И бронзой Пушкин молодой… ” Иннокентий Анненский. 1906г (упоминая воду таицких ключей, Анненский намекает на то, что он также, как и Пушкин, пил здесь ту же воду, которой “угощает” “девушка с кувшином”, то есть вскормлены они с одного источника)

???? Итак, кто же она такая?

История появления этой скорбящей, загадочной, вечно печальной “девушки” в нашем царскосельском саду весьма таинственна. Возможно кто-то будет настаивать, что это чуть ли не крестьянка Перетта из басни Жана Лафонтена «Молочница». Мне же по душе более романтичная история. Внимайте же!

В начале 19-го века император Александр I задумал к 100-летию Царского Села облагородить и благоустроить ту часть царскосельского сада, где сейчас находится Гранитная терраса с видовой площадкой, населённой мифологическими персонажами, с которой открывается красивейший вид на Большой Царскосельский пруд. В ходе работ на склоне, который и ведёт к пруду, обнаружили родник. Перепад уровня земли составлял более 2 метров. Вот тут у испанского, а к этому времени уже российского инженера-механика Августина Бетанкура ( кстати, это при его активном участии в 1832г. на Дворцовой площади была установлена Александровская колонна!) и родилась идея вблизи Большого пруда соорудить фонтан.

Августин Хосе Педро де Бетанкур (1758—1824)

Вот тут и вплетается в моё повествование мистицизм, романтизм и тайна. Император Александр Павлович был женат на Елизавете Алексеевне, у которой “лицо было ангельски кротким, греческий профиль, большие голубые глаза, белокурые волосы, а талия тонкая, как у нимфы”. У венценосной четы весной 1799г. родилась дочь Мария, которая в годовалом возрасте умерла. В конце 1806г. императрица снова родила дочь Елизавету, которую так же постигла печальная участь. Горе матери было безутешным! Возможно это и повлияло на решение императора “увековечить” печальный образ в бронзе той, кто являлся хозяйкой царскосельского сада и красота которой не оставляла безразличными художников и скульпторов тех лет. Посмотрите, какое сходство!

Немецкая принцесса Луиза Мария Августа Баден-Дурлахская, в православии Елизавета Алексеевна ( 1779 – 1826)

Идею “усадить” девушку на своеобразный “гром-камень” почерпнули у почившей в бозе бабки Александра I Екатерины II. Помните, как она поставила на “гром-камень” Медный Всадник? Меньше чем за год нашли подходящий гранитный камень, обтесали его до нужных размеров пьедестала и просверлили в нём “водовод”.

Придворный скульптор Павел Петрович Соколов (1764 – 1835) изваял самый настоящий шедевр. Присмотритесь! На камне сидит женщина, только что превратившаяся в статую, от которой глаз не отвесть! Она завораживает и не отпускает! А какая поза! Удивляет и то, как Соколов естественно “усадил” свою босоногую красавицу в ниспадающей греческой тунике, на выступ камня, где ей и суждено было отныне “грустить”. Как же всё гармонично!

В этом месте позвольте мне ещё чуток подпустить мистицизма и тайн! Греческая туника девушки и греческий профиль императрицы – не намёк ли это? А Перетта то была француженкой! Дааа…. есть о чём подумать.

Все работы удалось завершить как раз к лету 1810 года, отметив таким образом 100-летие Царского Села. Но было и одно но… Отлить из бронзы статую удалось только к лету 1816 года. Литьё производили в Санкт-Петербурге в мастерской Императорской Академии художеств. До этого времени на “гром-камне” восседала “девушка” из гипса, которая до сих пор сохранилась и её можно видеть в Русском музее.

1816 год. Картина “Пейзаж у фонтана”. Фамилию художника выяснить мне, к сожалению, не удалось.

Перед самой оккупацией Пушкина 1941-44 годов, бронзовую статую закопали здесь же в саду, что к великой радости и спасло её. Уже к лету 45-го “Девушка” вернулась на своё историческое место, а фонтан с кувшином запустили в 1947-м. С тех пор, как говорил Александр Сергеевич, и “не зарастает к ней народная тропа”! Справедливости ради надо упомянуть, что в 1990 году оригинальную скульптуру, как особо ценную, перенесли на сохранность в Екатерининский музей, а в парке вот уж почти как 30 лет “сидит” её точная копия.

Чёрно-белое фото сделано в 1944 году, когда скульптура “девушки” была еще зарыта в земле, а глыба утопала в траве да мусоре.

“Девушка” была музой для многих поэтов и художников. Ей посвящали свои стихи Пушкин, Ахматова, Анненский! Анна Андреевна умудрилась даже “приревновать” деву к Пушкину. Вот какие страсти разыгрывались на этом удивительном месте, позволяющем поэтам выказывать своё восхищение! Прямо второй genio loci!

Я очень люблю возвращаться сюда снова и снова! И каждый новый раз как первый! Главное – не забывайте загадать и потереть ей ножку, и вы обязательно к ней вернётесь! Точно вам говорю!

А вот так 18 апреля при всём честном народе мы “пробуждали” ото сна нашу Царскосельскую Музу.

Репортажи об этом событии дадут телеканалы “Мир” ,”ТВЦ” и я, ваш виртуальный гид по Царскому Селу – Мэри М.

Есть ещё одна интересная история, связанная с нашей “девушкой с кувшином”. Присмотритесь на фото ниже. Ничего не напоминает?

Эту копию нашей царскосельской «Девушки с кувшином» подарила прусскому принцу Фридриху Карлу Александру его родная сестра Шарлотта, которая выйдя замуж за императора Николая I, приняла имя Александра Фёдоровна. Принц Карл, кстати, тоже был женат на внучке Павла I, Марии Луизе. С 1826 года подаренная скульптура “горюет” и над разбитым черепком на вилле Глинике недалеко от Потсдама, летней резиденции Карла. Но наша “девушка” всёж красивей и роднее! Не правда ли?

А на сегодня всё-ё! До новых встреч! ????

*     *     *

Буду рада Вашему ???? лайку и комментарию ???? !

Рада новым подписчикам моего канала «Записки царскосёла»

Жать СЮДА!

Peace & Love! Ваша Мэри М!

Уже в следующем выпуске мы совершим увлекательное путешествие по “Римским термам Камерона”. Нас ждут неповторимые в своём роде “Агатовые комнаты”. Не пропустите!

Источник

Ñîêîëîâ Ï. Ï. Äåâóøêà ñ êóâøèíîì. Åêàòåðèíèíñêèé ïàðê Öàðñêîãî Ñåëà, 1816

      Äåâóøêà ñ êóâøèíîì (Ìîëî÷íèöà) — ôîíòàí â Åêàòåðèíèíñêîì ïàðêå Öàðñêîãî Ñåëà â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå (àâòîð ïðîåêòà — À. À. Áåòàíêóð, ñêóëüïòîð — Ï. Ï. Ñîêîëîâ), ïàìÿòíèê àðõèòåêòóðû íà÷àëà XIX âåêà ôåäåðàëüíîãî è ìåæäóíàðîäíîãî çíà÷åíèÿ.

        Ïåðâîíà÷àëüíî â ýòîì ìåñòå íàõîäèëñÿ ðîäíèê, ñëóæèâøèé íà÷àëîì ðó÷üÿ Âàíãàçÿ. Ïðè Åêàòåðèíå II ê ðîäíèêó ïîñòðîèëè êàìåííóþ ëåñòíèöó, à íàä ñòðóåé è äåðåâÿííûì æåëîáîì, ïî êîòîðîìó îíà òåêëà, áûëà óñòðîåíà àðêà íà êîëîííàõ.

        1808—1810 ãîäàõ òåððèòîðèþ ìåæäó Áîëüøèì ïðóäîì è Ãðàíèòíîé òåððàñîé ïðåâðàòèëè â óñòóïû, áûëè ïðîëîæåíû äîðîæêè, à óñòüå áîêîâîãî êàíàëà ïðåâðàòèëè â ôîíòàí (ïðîåêò èíæåíåðà À. À. Áåòàíêóðà). Ôîíòàí áûë çàïóùåí â 1810 ãîäó ê ñòîëåòèþ Öàðñêîãî Ñåëà. Ñòàòóþ ñîçäàë ñêóëüïòîð Ï. Ï. Ñîêîëîâ. Ïåðâîíà÷àëüíî îíà áûëà àëåáàñòðîâîé.Áðîíçîâàÿ ôèãóðà «Ìîëî÷íèöû»  ïîÿâèëàñü âî II ïîëîâèíå 1816 ãîäà. Îíà áûëà îòëèòà èç áðîíçû â Àêàäåìèè õóäîæåñòâ.Ñàäîâûé ìàñòåð Èîãàíí Áóø ñîçäàë âîêðóã ôîíòàíà ðîìàíòè÷åñêèé ëàíäøàôò.

        Äâîðöîâî-ïàðêîâàÿ àäìèíèñòðàöèÿ äîëãîå âðåìÿ íå çíàëà òî÷íî ìåñòà, îòêóäà ïîñòóïàåò âîäà â ôîíòàí.  1877 ãîäó ñòðóÿ èç êóâøèíà âäðóã ñòàëà èñ÷åçàòü, îáíàðóæèëîñü, ÷òî ÷åðòåæåé âîäîïîäâîäÿùåé ñèñòåìû íåò. Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàòåëüñêèå ðàáîòû áûëè ïîðó÷åíû èíæåíåðó ×åðíÿâñêîìó. Åìó óäàëîñü âûÿñíèòü è çàôèêñèðîâàòü íà ÷åðòåæàõ ñèñòåìó âîäîñíàáæåíèÿ, óñòðîåííóþ Áåòàíêóðîì. Ñèñòåìà áûëà ïðèçíàíà ðàöèîíàëüíîé è ïîòðåáîâàëà ëèøü íåçíà÷èòåëüíîé ðåêîíñòðóêöèè.

      Ïåðåä íåìåöêîé îêêóïàöèåé ñòàòóÿ áûëà çàðûòà, ïîýòîìó íå ïîñòðàäàëà, íî ðàçáèòûé ñîñóä áûë óòðà÷åí. Âî âðåìÿ Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé ñèñòåìà âîäîñíàáæåíèÿ ãîðîäà áûëà óíè÷òîæåíà, à ôîíòàí ñòàë åäèíñòâåííûì èñòî÷íèêîì ïèòüåâîé âîäû äëÿ æèòåëåé Öàðñêîãî Ñåëà è îêðåñòíîñòåé.

 Â 1945 ãîäó ñêóëüïòóðó âåðíóëè íà ìåñòî, â 1951 ãîäó áûë çàíîâî ñîçäàí ðàçáèòûé êóâøèí, èç êîòîðîãî âíîâü ïîëèëàñü âîäà. Â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïîäëèííàÿ ñòàòóÿ íàõîäèòñÿ â ôîíäàõ ìóçåÿ, à â ïàðêå ñòîèò êîïèÿ, êîòîðàÿ áûëà èçãîòîâëåíà â 1990 ãîäó.
          Ñòðîéíûå ïðîïîðöèÿ òåëà è àíòè÷íîå ëèöî äåâóøêè îòðàçèëè ïðåäñòàâëåíèÿ ýïîõè êëàññèöèçìà î ñîâåðøåííîé êðàñîòå. Äåâóøêà îäåòà â àíòè÷íûé õèòîí, à íå â ïëàòüå ôðàíöóçñêîé êðåñòüÿíêè, êàê ó Ëàôîíòåíà. Ãðóáî îáðàáîòàííûé ïîñòàìåíò ïîä÷åðêèâàåò õðóïêîñòü äåâóøêè.

        Ó å¸ íîã ëåæèò ðàçáèòûé êóâøèí, èç íåãî áåæèò ñòðóÿ âîäû, óõîäÿùàÿ â ñîîáùàþùóþñÿ ñ ôîíòàíîì êàíàâêó. Ïåðâîíà÷àëüíî ýòî áûë áàññåéí, îôîðìëåííûé â âèäå ãðîòà, ê êîòîðîìó âåëà ëåñòíèöà, ñäåëàííàÿ èç ïóäîñòñêîãî êàìíÿ. Ãðîò áûë ëèêâèäèðîâàí â ñåðåäèíå XIX âåêà.

Ñþæåòîì ê ôîíòàíó ïîñëóæèëà áàñíÿ Ëàôîíòåíà «Ìîëî÷íèöà, èëè Êóâøèí ñ ìîëîêîì».

Ïåðåòòà ñ êóâøèíîì ìîëîêà íà ãîëîâå
Ïîâåðõ ïëàòêà
Ñïåøèëà â ãîðîä áûñòðûì øàãîì.
Îíà íàðî÷íî áûëà íàëåãêå –
Ïðîñòàÿ þáêà, íèçêèå áàøìàêè;
À íà õîäó
Íàøà ìîëî÷íèöà ïðèêèäûâàëà â ìûñëÿõ,
Ñêîëüêî äàäóò çà ìîëîêî,
Êàê íà ýòè äåíüãè êóïèò îíà ñòî ÿèö,
À ýòî – öåëûõ òðè âûâîäêà;
“Åñëè ïîñòàðàòüñÿ,- ðàññóæäàëà îíà,-
Òî áóäåò ñîâñåì íå òàê òðóäíî
Ðàçâåñòè êóðî÷åê ïîëîí äâîð;
È äàæå ñàìûé õèòðûé ëèñ
Òîãäà íå ïîìåøàåò ìíå êóïèòü çà íèõ ñâèíüþ;
À îòêîðìèòü ñâèíüþ – åùå òîãî ëåã÷å;
Êîãäà ñâèíüÿ ðàçæèðååò â ñàìûé ðàç,
ß è åå ïðîäàì çà õîðîøèå äåíüãè;
È ðàçâå òîãäà ïî íûíåøíèì öåíàì
ß íå çàâåäó è êîðîâêó è òåëåíêà?
Òî-òî îí áóäåò ñêàêàòü â ñòàäå!”
È îò ðàäîñòè Ïåðåòòà ïîäñêî÷èëà ñàìà,
Êóâøèí óïàë –
Ïðîùàéòå è êîðîâêà, è ñâèíêà, è êóðî÷êè!
Õîçÿéêà ñòîëüêèõ áîãàòñòâ
Ïå÷àëüíûì âçãëÿäîì îáâîäèò ñâîþ ïðèáûëü
È áðåäåò îáúÿñíÿòüñÿ ê ìóæó,
Îïàñàÿñü, ÷òî áûòü åé áèòîé.
Èç ýòîãî ðàññêàçà áûë ñäåëàí ôàðñ:
Îí íàçûâàåòñÿ “Êóâøèí ìîëîêà”.
Êòî â ìå÷òàõ íå âûèãðûâàë áèòâ?
Êòî íå ñòðîèë âîçäóøíûõ çàìêîâ?
Ïèêðîõîë, è Ïèðð, è íàøà ìîëî÷íèöà,
È áåçóìöû, è ìóäðåöû –
Âñå ìû ãðåçèì íàÿâó â ñâîå óäîâîëüñòâèå,
Âñåõ íàñ îáîëüùàåò óòåøíûé îáìàí:
È öåëûé ìèð ó íàøèõ íîã,
È âñå ïî÷åñòè, è âñå êðàñàâèöû;
Êîãäà ÿ îäèí – íèêòî ïðîòèâ ìåíÿ íå óñòîèò,
ß íèçëàãàþ ïàäèøàõà,
ß öàðü, ìåíÿ ëþáèò íàðîä,
Âåíåö ãîðèò íà ìîåì ÷åëå;
Íî ÷óòü ÷òî-òî ñòðÿñëîñü, è ÿ ïðèøåë â ñåáÿ – ,
È ÿ âñå òîò æå Æàí-áåäíÿãà.

Источник

Урну с водой уронив,

об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит,

праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода,

изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей,

вечно печальна сидит.

Александр Пушкин, 1830 г.

200 лет назад, в первых числах июня 1816 года, в Екатерининском парке Царского Села шли последние приготовления к торжественному открытию фонтана “Дева с разбитым кувшином”. Его спроектировал Августин Бетанкур – испанский инженер-механик, состоявший на русской службе в чине генерал-лейтенанта. Скульптуру девушки отлили из бронзы в литейной мастерской Академии художеств по модели, созданной еще в 1810 году Павлом Петровичем Соколовым.

Композиция фонтана была навеяна басней Лафонтена “Молочница и кувшин с молоком”. В басне девушка отправилась на рынок продавать молоко, а по дороге стала прикидывать, сколько она выручит от продажи, но тут споткнулась и разбила кувшин.

Этот незатейливый сюжет скульптор Соколов совершенно переосмыслил, отказавшись от всякого комизма, придав фигуре и лицу бронзовой девушки глубокую печаль и явное сходство с Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I. В ту пору многие знали, как скорбит императрица о своих безвременно ушедших дочерях, и Соколов искренне ей сочувствовал.

Елизавета Алексеевна отличалась утонченной красотой. Вот как описывал ее облик современник: “Трудно передать всю прелесть Императрицы: черты лица её чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза и прелестнейшие белокурые волосы. Фигура её изящна…”. Возможно, Елизавета Алексеевна присутствовала на открытии фонтана 16 июня 1816 года.

Шли годы, и грустная девушка, склонившаяся над разбитым кувшином, стала для царскоселов genio loci, гением места. Почти каждый поэт, посещавший Царское, посвящал стихи бронзовой печальнице.

Обыватели же всегда пытались понять, как устроен фонтан, почему вода в разбитом кувшине не иссякает. Постичь устройство фонтана долго не удавалось, поскольку все чертежи, относившиеся к нему, таинственным образом пропали. В 1877 году, когда струя из кувшина вдруг стала исчезать, оказалось, что никто даже приблизительно не может указать места, откуда поступает вода в фонтан. Было назначено расследование, в результате которого удалось найти систему водоснабжения, устроенную гениальным Бетанкуром: она вела к роднику.

В 1941 году “Девушку с кувшином” не успели эвакуировать, и наши отступающие солдаты закопали ее в парке. Вода же продолжала изливаться из бронзового кувшина и это стало спасением для окрестных жителей, ведь местный водопровод был разрушен во время боев. Ко дню рождения Пушкина в 1944 году “Девушку с кувшином” извлекли из укрытия и отнесли в Лицей. Победной весной любимица поэтов и всех царскоселов вернулась на свое место.

Молочница с разбитым кувшином соколов

“Дева с разбитым кувшином” в Царском Селе вот уже два века притягивает сердца поэтов. Фото: Дмитрий Шеваров

В 1990-х годах вологодский поэт Борис Чулков собрал и выпустил антологию “Муз бессмертная сестра: стихи русских поэтов о царскосельской статуе “Девушка с разбитым кувшином”. Увы, этой книги мне найти не удалось, но вот на днях товарищ привез из Петербурга только вышедшую в свет “Царскосельскую антологию”, которая и помогла мне завершить этот выпуск “Календаря поэзии”.

Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

Календарь поэзии на сайте.

Антология

Поэтический венок для девушки с разбитым кувшином

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала

смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы

влюбленной.

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

Анна Ахматова, октябрь, 1916

Если не пил ты в детстве

студеной воды

Из разбитого девой кувшина,

Если ты не искал

золотистой звезды

Над орлами в дыму Наварина,

Ты не знаешь, как эти

прекрасны сады

С полумесяцем в чаще

жасмина…

Всеволод Рождественский,

1920-е

“Урну с водой уронив, об утес ее

дева разбила…”

Косоприцельным огнем бил

из дворца пулемет.

Мы, отступая последними,

в пушкинском парке

деву, под звяканье пуль, в землю

успели зарыть.

Время настанет – придем.

И молча под липой столетней

десять саперных лопат

в рыхлую землю вонзим…

“Чудо! не сякнет вода,

изливаясь из урны разбитой!”

Льется, смывая следы крови,

костров и копыт.

Владимир Лившиц,

1941

В фигуре девушки с кувшином

грусть о Союзе Нерушимом.

Владимир Уфлянд,

1994

Источник