Философия аристотеля материя и форма эйдос потенция и акт
Философская
мысль Древней Греции достигла наибольшей
высоты в творениях Аристотеля
(384—322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически
вобравшие в себя достижения античной
науки, являют собой грандиозную систему
конкретно-научного и собственно философского
знания в его удивительной глубине, тонкости
и масштабности. Образованное человечество
училось, учится и в веках будет учиться
у него философской культуре.
Аристотель
— ученик Платона, но по ряду принципиальных
вопросов он расходился со своим учителем.
В частности, он считал, что платоновская
теория идей совершенно недостаточна
для объяснения эмпирической реальности.
Именно Аристотелю принадлежит изречение:
«Платон мне друг, но истина дороже!» Он
стремился преодолеть платоновский
разрыв между миром чувственных вещей
и миром идей.
Материя
и форма (эйдос). Потенция
и акт.
Исходя из признания объективного
существования материи, Аристотель считал
ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Материя не может возникнуть из ничего,
не может также увеличиться или уменьшиться
в своем количестве Однако сама по себе
материя, по Аристотелю, инертна, пассивна.
Она содержит лишь возможность возникновения
действительного многообразия вещей,
как, скажем, мрамор содержит возможность
различных статуй. Чтобы эту возможность
превратить в действительность, надо придать
материи соответствующую форму. Под формой
Аристотель разумел активный творческий
фактор, благодаря которому вещь становится
действительной. Форма — это стимул и
цель, причина становления многообразных
вещей из однообразной материи: материя
— своего рода глина. Для того чтобы из
нее возникли разнообразные вещи, необходим
гончар — бог (или ум-перводвигатель).
Форма и материя неразрывно связаны между
собой, так что каждая вещь в возможности
уже содержится в материи и путем естественного
развития получает свою форму. Весь мир
редставляет собой ряд форм, находящихся
в связи друг с другом и расположенных
в порядке все большего совершенства.
Таким образом Аристотель подходит к идее
единичного бытия вещи, явления: они представляют
собой слиянность материи и эйдоса (формы).
Материя выступает как возможность и как
своего рода субстрат сущего. Мрамор, например,
можно рассматривать как возможность
статуи, он же есть материальное начало,
субстрат, а высеченная из него статуя
— это уже единство материи и формы. Основным
двигателем мира является бог, определяемый
как форма всех форм, как вершина мироздания.
Категории
философии.
Категории
— это фундаментальные понятия
философии. Аристотелевское рассмотрение
соотношения материи и эйдоса (формы),
акта и потенции выявляет энергийный динамизм
сущего в его развитии. При этом мыслитель
усматривает причинную зависимость явлений
сущего: все имеет причинное объяснение.
В связи с этим он проводит различение
причин: есть действующая причина —
это энергийная сила, порождающая нечто
в потоке универсального взаимодействия
явлений сущего, не только материи и формы,
акта и потенции, но и порождающей энергии-причины,
имеющей наряду с действующим началом
и целевой смысл: ≪то, ради чего≫. Здесь
мы имеем дело с таким исключительно важным
положением философии Аристотеля, как
смысловое начало всего сущего, а также
иерархия его уровней — от материи как
возможности к образованию единичных
форм бытия идалее — от неорганических
образований к миру растений, живых существ,
разных видов животных и, наконец, к человеку,
обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную
роль играл принцип развития сущего, что
органически связано с категориями пространства
и времени, которые выступают у него не
как субстанции, а как ≪место≫ и число
движения, т.е. как последовательность
реальных и мыслимых событий и состояний.
Такой подход ближе к современному пониманию
этих категорий, чем, скажем, ньютоновский.
Аристотель разработал иерархическую
систему категорий, в которой основной
была ≪сущность≫, или ≪субстанция≫,
а остальные считались ее признаками.
Стремясь к упрощению категориальной
системы, Аристотель затем признал основными
только три категории: сущность, состояние,
отношение.
Своим
анализом потенции и акта Аристотель
ввел в философию принцип развития.
Это было ответом на апорию элейцев, согласно
которым сущее может возникнуть либо из
сущего, либо из не-сущего, но и то и другое
невозможно, ибо в первом случае сущее
уже не существует, а во втором — нечто
не может возникнуть из ничего, следовательно,
возникновение или становление вообще
невозможно и чувственный мир должен быть
отнесен к царству ≪небытия≫. Тем самым
Аристотель ввел в оборот философии категории
возможности и действительности, а это
и есть потенция и акт.
Бог
как перводвигатель,
как абсолютное начало
всех начал.
Поутверждению
Аристотеля, мировое движение есть
цельный процесс:все его моменты взаимно
обусловлены, что предполагает и единого
двигателя. Далее, исходя из понятия причинности,
он приходит к понятию о первой причине.
А это так называемое космологическое
доказательство бытия божия. Бог есть
первая причина движения, начало всех
начал. И в самом деле: ведь ряд причин
не может быть бесконечным или безначальным.
Есть причина, сама себя обусловливающая,
ни от чего не зависящая: причина всех
причин!
Ведь
ряд причин никогда бы не закончился,
если не допустить абсолютного начала
всякого движения. Этим началом является
божество как общемировая сверхчувственная
субстанция. Аристотель обосновал бытие
божества усмотрением принципа благоустройства
Космоса. По Аристотелю, божество служит
предметом высшего и наиболее совершенного
познания, так как все знание направлено
на форму и сущность, а бог есть чистая
форма и первая сущность. Бог Аристотеля,
однако, не есть личный Бог.
Идея
души.
Опускаясь
в своих философских размышлениях
из бездны Космоса к миру одушевленных
существ, Аристотель считал, что душа,
обладающая целеустремленностью, есть
не что иное, как неотделимый от тела его
организующий принцип, источник и способ
регуляции организма, его объективно наблюдаемого
поведения. Душа — энтелехия’ тела. Поэтому
правы те, кто полагает, что душа не может
существовать без тела, но сама она имматериальна,
нетелесна. То, благодаря чему мы живем,
ощущаем и размышляем, — это душа, так
что она есть некий смысл и форма, а не
материя, не субстрат: ≪Именно душа придает
смысл и цель жизни≫. Телу присуще жизненное
состояние, образующее его упорядоченность
и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение
актуальной действительности всемирного
и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных
≪частей≫ души: памяти, эмоций, перехода
от ощущений к общему восприятию, а от
него — к обобщенному представлению; от
мнения через понятие — к знанию, а от
непосредственно ощущаемого желания —
к разумной воле. Душа различает и познает
сущее, но она ≪немало времени проводит
в ошибках≫. ≪Добиться о душе чего-нибудь
достоверного во всех отношениях безусловно
труднее всего≫. Согласно Аристотелю,
смерть тела освобождает душу для ее вечной
жизни: душа вечна и бессмертна.
Теория
познания и логика.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом
бытие. Основание опыта – в ощущениях, в
памяти и привычке. Любое знание начинается
с ощущений: оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает общее
в единичном. Нельзя приобрести научное
знание лишь с помощью ощущений и восприятий
в силу преходящего и изменчивого характера
всех вещей. Формами истинно научного
знания являются понятия, постигающие
сущность вещи. Детально и глубоко разработав
теорию познания, Аристотель создал труд
по логике, который сохраняет свое непреходящее
значение и поныне. Здесь он разработал
теорию мышления и его формы, понятия,
суждения, умозаключения и т.д. Аристотель
является основоположником логики.
Анализируя
категории и оперируя ими в
анализе философских проблем, Аристотель
рассматривал и операции ума, его логику,
в том числе и логику высказываний. Он
сформулировал логические законы: закон
тождества (понятие должно употребляться
в одном и том же значении в ходе рассуждений),
закон противоречия (≪не противоречь сам
себе≫) и закон исключенного третьего
(≪А или не-А истинно, третьего не дано≫).
Аристотель разработал учение о силлогизмах,
в котором рассматриваются всевозможные
виды умозаключений в процессе рассуждений.
Особо
следует подчеркнуть разработку
Аристотелем проблемы диалога, углубившую
идеи Сократа. Этические взгляды. Согласно
Аристотелю, государство требует от гражданина
определенных добродетелей, без которых
человек не может осуществлять свои гражданские
права и быть полезным обществу: добродетельно
то, что служит интересам общества, что
укрепляет социальный порядок. Он разделял
добродетели на интеллектуальные и волевые
— добродетели характера. Говоря о характере,
мы не назовем кого-либо мудрым или разумным,
а кротким или умеренным. Решающее значение
имеют интеллектуальные добродетели:
мудрость, разумная деятельность, благоразумие,
в них человек проявляет себя как одаренное
разумом существо. Такие добродетели приобретаются
путем усвоения знаний и опыта предшествующих
поколений и проявляются в разумной деятельности.
Счастье
человека, по Аристотелю, — это энергия
завершенной жизни сообразно завершенной
доблести. Нельзя считать счастливым человека
с ≪рабским образом мышления≫. Этические
свойства не даются людям от природы, хотя
они и не могут возникнуть независимо
от нее. Природа дает возможность стать
добродетельным, но эта возможность формируется
и осуществляется лишь в деятельности:
творя справедливое, человек становится
справедливым; действуя умеренно — он
становится умеренным; поступая мужественно
— мужественным. Сущность добродетели
состоит в сочетании щедрости и умеренности.
Общим принципом этического учения мыслителя
является стремление найти среднюю линию
поведения.
Исключительное
место в этом учении занимает идея
справедливости: справедливым можно быть
лишь по отношению к другому, а забота
о другом в свою очередь есть проявление
заботы об обществе.
Об
обществе и государстве.
Осуществив
грандиозное обобщение социального
и политического опыта эллинов, Аристотель
разработал оригинальное социально-философское
учение. При исследовании социально-политической
жизни он исходил из принципа: ≪Как и всюду,
наилучший способ теоретического построения
состоял бы в рассмотрении первичного
образования предметов≫
Таким
≪образованием≫ он считал естественное
стремление людей к совместной жизни и
к политическому общению. По Аристотелю,
человек — политическое существо, т.е.
социальное, и он несет в себе инстинктивное
стремление к ≪совместному сожительству≫
Аристотель еще не отделял идею общества
от идеи государства).
Человека
отличает способность к интеллектуальной
и нравственной жизни. Только человек
способен к восприятию таких понятий,
как добро и зло, справедливость и несправедливость.
Первым результатом социальной жизни
он считал образование семьи — муж и жена,
родители и дети… Потребность во взаимном
обмене привела к общению семей и селений.
Так возникло государство. Отождествив
общество с государством, Аристотель был
вынужден заняться поисками элементов
государства. Он понимал зависимость целей,
интересов и характера деятельности людей
от их имущественного положения и использовал
этот критерий при характеристике различных
слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные
и богатые ≪оказываются в государстве
элементами, диаметрально противоположными
друг другу, так что в зависимости от перевеса
того или иного из элементов устанавливается
и соответствующая форма государственного
строя≫. Он выделил три главных слоя граждан:
очень зажиточных, крайне неимущих и средних,
стоящих между теми и другими. Аристотель
враждебно относился к первым двум социальным
группам. Он считал, что в основе жизни
людей, обладающих чрезмерным богатством,
лежит противоестественный род наживы
имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется
не стремление к ≪благой жизни≫, а лишь
стремление к жизни вообще. Поскольку
жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление
к средствам утоления этой жажды. Ставя
все на службу чрезмерной личной наживы,
≪люди первой категории≫ попирают ногами
общественные традиции и законы. Стремясь
к власти, они сами не могут подчиняться,
нарушая этим спокойствие государственной
жизни. Почти все они высокомерны и надменны,
склонны к роскоши и хвастовству. Государство
же создается не ради того, чтобы жить
вообще, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо. Согласно Аристотелю,
государство возникает только тогда, когда
создается общение ради благой жизни между
семействами и родами, ради совершенной
и достаточной для самой себя жизни. Совершенством
же человека предполагается совершенный
гражданин, а совершенством гражданина,
в свою очередь, — совершенность государства.
При этом природа государства стоит ≪впереди≫
семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется
так: совершенство гражданина обусловливается
качеством общества, которому он принадлежит:
кто желает создать совершенных людей,
должен создать совершенных граждан, а
кто хочет создать совершенных граждан,
должен создать совершенное государство.
Будучи сторонником рабовладельческой
системы, Аристотель тесно связывает рабство
с вопросом собственности: в самой сути
вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа
предназначены к подчинению, другие же
— к властвованию. Это общий закон природы
— ему подчинены и одушевленные существа.
По Аристотелю, кто по природе принадлежит
не самому себе, а другому и при этом все-таки
человек, тот по своей природе раб.
Источник
– материя – вечна, несотворима и неуничтожима
– материя не может возникнуть из ничего
– материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве
– но сама по себе материя инертна, пассивна
– материя содержит возможность возникновения действительного многообразия вещей (ПР мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму
– под формой Аристотель понимал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной
– форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель)
– форма и материя неразрывно связаны между собой (каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму)
– мир – это ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства
– идея единичного бытия вещи (явления): они представляют собой единство материи и эйдоса (формы)
– бог – двигатель мира, форма всех форм, вершина мироздания
Категории философии
– соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии
– при этом усматривается причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение
– действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего»
– три категории: сущность, состояние, отношение
– ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ничего) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия»
– ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт)
3) Богкак перводвигатель, как абсолютное начало всех начал
– мировое движение – цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя
– исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине (т.е. космологическое доказательство бытия божия)
– Бог – причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность
-но Бог Аристотеля – не есть личный Бог
Идея души
– душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения
– душа — энтелехия тела (т.е. не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна)
– то, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни»
– телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию – это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума
Теория познания и логика
–бытие – предмет познания
– опыт — ощущения, память и привычка (ПР любое знание начинается с ощущений)
– разум усматривает общее в единичном (формы истинно научного знания – понятия, постигающие сущность вещи)
– Аристотель – основоположник логики: рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний; сформулировал логические законы – закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего(«А или не-А истинно, третьего не дано»)
– разработал учение о силлогизмах, где рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений
– разработка Аристотелем проблемы диалога (углубившего идеи Сократа)
Этические взгляды
–государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок
– виды добродетели: интеллектуальные и волевые
– характер: кроткий или умеренный
– интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие (человек – как одаренное разумом существо). Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности
– счастье человека — это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести
– этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая мужественно — мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Принцип этического учения – стремление найти среднюю линию поведения
– идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.
Об обществе и государстве
– человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)
– человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни
– только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость
– первый результат социальной жизни – образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.
– отождествлял общество с государством
– элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущественного положения – бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. – три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества.
– государство возникает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни
– сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности)
– По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.
– в основе всех общественных потрясений – имущественное неравенство
– выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию)
Вопрос 7. Этические проблемы человека в философии элленизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.
ЭЛЛИНИЗМ – охватывает период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее.
Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.
Киники
Антисфен(являлся учеником Сократа) (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной.
Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). (ученик Антисфена)
Антисфен
– за опрощение жизни отказ от каких-либо потребностей
– полагал необходимым быть ближе к природе
– «нет»: правительству, частной собственности, браку
– осуждал рабство
– презирал роскошь и стремление к наслаждению
Диоген
(ПР – символично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека).
– искал добродетели
– считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания (Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха)
– (ПР – он утверждал, что боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого)
– мир плох, поэтому надо научиться жить независимыми от него
– блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги
– для мудреца важно — смирение
– человек по своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в доблести духа
-ПР – по преданию один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча».
Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески преуменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. (Отсюда ясно, как слова «циничный», «циник» приобрели свое современное значение.) Популярный цинизм учит, по словам Б. Рассела, не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним.
Скептики
Скептицизм(от греч.скепсис — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.
Пиррон – основатель скептицизма(360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пиррон – участник азиатского похода Александра Македонского, где знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода его этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.
– философ —тот, кто стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий
– философ обязан ответить на вопросы:
– из чего состоят вещи?
– Как мы должны относиться к этим вещам?
– Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним?
На первый вопрос чел не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.
Всякому утверждению чел о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.
– «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!»
– скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: достоверны все наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления
– ПР – если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким»
– воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности – это высшая степень доступного философу истинного счастья.
Эпикур и эпикурейцы
Эпикур (341—270 до н.э.)
Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)
Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.
Эпикур
– развивал идеи атомизма
– во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение
– идея об «отклонении» атомов – т.е. атомы наделены способностью самопроизвольного отклонения, когда атомы движутся в «связном потоке», которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека } атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.
– мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов.
– но (?) } тяжесть атомов не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну
– «В необходимости нет никакой необходимости!» – Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности
– жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет»
– Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом.
– Эпикур признавал наличие души у человека
– душа – «ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов»
– душа – это принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного существования
– знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии
– принцип этики –удовольствие, кот отличаются: благородным, спокойным, уравновешенным и созерцательным характером — принцип гедонизма
– стремление к удовольствию – принцип выбора или избежания
– если у человека отнять чувства, то не останется ничего
– «за» постоянное блаженство
– предел наслаждения и блаженства —избавиться от страданий! «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно!»
– «за» благочестие, богопочитание
– «Бог — существо бессмертное и блаженное
Лукреций Кар
– признавал существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в между мировых пространствах в блаженном покое
– поэма «О природе вещей»
– на сознание чел оказывают влияние атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания
– атомы – это творческие начала, т.е. атомы — это материал для природы
– творческий принцип – в прародительнице-Венере, в искуснице-Земле, в созидательном естестве — природе
– ценит чел разум, овладевающий знаниями и искусствами
Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.
1) ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились в фрагментах, поэтому уяснение их воззрений затруднено.
2) поздние стоики (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий— это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.
ПР -уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возникает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным. Стоики выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца.
Марк Аврелий (121 —180; римский император с 161 г. н.э.) Работа: «Наедине с собой»
– Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители (эта идея зозродилась в христианстве в образе ангела-хранителя)
– Вселенная —целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой
– афоризмы Марка Аврелия:
– «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении»
-«Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века»
– « Сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием»
– «Люби человечество. Следуй Богу… И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем»
– особое внимание уделяли феномену воли: самообладанию, терпению и т.п.
– развитие природы – в религиозном духе: все предопределено
– Бог не отделен от мира, он — душа мира
– принцип всеобщей целесообразности (ПР: все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели)
Сенеки(ок. 4 до н.э. — 65 н.э.)
– божество господствует над всеми вещами и событиями: ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод
– не сопротивление злу: т.к. оно текуче
– тело мира образовано из: огня, воздуха, земли и воды
– душа мира — это огненная и воздушная пневма
– бытие – разная степень напряжения божественно-материального первоогня, т.к.
огонь превращается во все прочие стихии по закону (Логосу)
– Логос мира =отождествлялся с Судьбой
Зенон (332—262 до н.э.)
– судьба — это власть, двигающая материю
– бог – пламенный разум мира (Бог =Ум = Судьба)
– по природе все человеческие существа равны
– использовал термин «лектон» – предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением (язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.)
Источник