Что такое потенция в науке

Что такое потенция в науке thumbnail
  1. Новая философская энциклопедия

АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia, перевод греч. ἐνέργεια καὶ δύναμις – действительность и возможность) – понятия философии Аристотеля, используемые им для разрешения противоречия между гераклитовским принципом абсолютного становления и учением Парменида, согласно которому бытие не может возникнуть ни из бытия, так как оно уже существовало бы до самого себя, ни из небытия, так как ничто не может возникнуть из ничего; согласно Аристотелю, становление есть переход из сущего потенциально (т.о. не-сущего актуально) в актуально сущее. Понятия акта и потенции можно прояснить прежде всего через примеры с движением (Met. 1048a). Однако движение дает только первое представление об акте, поскольку оно является незавершенным и прекращающимся при достижении цели процессом; от акта-движения отличается актэнтелехия, завершенная деятельность (напр., видеть – значит уже увидеть; Met. 1048b). T.о., понятия акта и потенции употребляются на различных уровнях анализа не в одинаковом смысле (1048b5), и потенция в соотношении с актом-движением отличается от потенции в соотношении с актом-сущностью.

Аристотель различает потенцию: (1) деятельную, (2) страдательную, (3) перехода в иное и (4) пребывания (Met. 1019а32–1019b5). Потенцию в метафизическом смысле следует отличать от логической потенции (называемой в схоластике possibilitas) (Met. 1019b22–33). Понятия акта и потенции соотносятся с понятиями формы и материи (см. Форма и материя [ФОРМА И МАТЕРИЯ]). Однако потенцией обладает не любая материя, а только та, что содержит возможность возникновения в себе самой: так, не земля является потенцией человека, а семя (Met. 1048b39–1049al8). Акт является первичным по отношению к потенции и по определению, и по субстанции, и в строгом смысле по времени (Met. 1049b–1050a). Различное соотношение акта и потенции в вещах определяет их онтологическую иерархию. Действительное сущее является причиной актуализации сущего в возможности; вечное движение небесных тел представляет собой чистый акт, хотя оно обладает потенцией к акцидентальным изменениям относительно места (Met. 1050b). Причинно-следственная цепь приводит в конечном итоге к наивысшему акту, актуализирующему все потенции в универсуме – неподвижному перводвигателю, собственным актом которого является самопознание (Met. 1072b). С помощью оппозиции акта-потенции Аристотель решает различные проблемы физики, метафизики, антропологии, этики – такие, как различения субстанции души и ее действий («De anima», 418а), существование бесконечности (Phys. 206a8–18), соотношение общего и единичного (Met. 1086b4–1087a25).

Учение Аристотеля об акте и потенции было принято неоплатониками, в значительной мере переосмыслившими его и соединившими с платоновским учением об идеях, которые рассматривались как потенции в мировом уме. Так, согласно Плотину, идеи существуют в единстве в космическом Уме в качестве универсальных категорий (Εnn. V, 8, 9), но каждая из них – индивидуальная потенция, потенциально отделимый эйдос (Еnn. V 9, 6), который может действовать и в умном, и в чувственном мире (Εnn. IV 4, 36). Т.о., в отличие от аристотелевской концепции, согласно которой Ум является чистым актом, неоплатоники говорили о наличии потенции в Уме; помимо оппозиции акт-потенция они ввели различение между совершенной потенцией актуального, позволяющей творящему проявлять свою активность, и несовершенной потенцией потенциального, позволяющей принимать эту активность. Их взаимодействие определяет собой мир становления (Прокл. Первоосновы теологии, 75–92).

В раннехристианской традиции неоплатоническую концепцию акта и потенции использовали Григорий Нисский и Августин в учении о Троице и Логосе [ЛОГОС](как Боге Слове), содержащим в вечности потенции вещей. На христианскую традицию также повлиял греческий перевод Библии (Септуагинта), в котором «силы Бога» передаются словом δύναμις (потенция).

Учение Аристотеля об акте-потенции не оказывало явного влияния на средневековую мысль, пока были известны лишь его логические труды и «Категории», содержавшие учение о субстанции и акциденциях. Только после распространения всего аристотелевского корпуса оппозиция акта и потенции стала играть большую роль в зрелой схоластике, в частности в трудах Фомы Ахвинского. Фома рассматривал соотношение потенций души и ее сущности (Комментарий на 1 кн. «Сентенций», 3, 4, 2; О Духе Творящем, 1 и др.) и проблему существования потенций в Боге («Сумма против язычников», 1, 1, 6 и 7; «Сумма теологии», 1, 25, 1 и 2; «О потенции», 1, 1 и др.). Последнюю он решал посредством различения активной потенции (как оппозиции акту-потенции), присущей Богу в высшей степени, и пассивной потенции (как оппозиции акту-форме), не присущей Богу. Наиболее новаторски Фома использует понятия акта и потенции, обсуждая проблему соотношения сущности и сущего («О сущем и сущности», IV). В противовес концепции гилеморфизма, согласно которой все сущее состоит из формы (как акта) и материи (как потенции), он выдвигает учение о том, что высшие интеллигенции состоят из формы, имеющей примесь потенциальности, и из актуализирующего ее акта существования. Дунc Скот сохранял различие акта как субстанциальной формы (actus primus, actus simpliciter) и акта как деятельности (actus secundus), а также различие активной и пассивной потенции; акт как определенность и потенция как определимость соответствовали форме и материи. Но в отличие от аристотелевско-томистской традиции Дунc Скот считал материю не чистой потенцией, а некоторой действительной вещью (aliqua res actu; De rer. princ. q. 7, f. 1, n. 3). Поскольку сущность Бога он усматривал прежде всего в воле, а не в разуме, то он считал, что Бог может сотворить невозможное, ибо потенция его абсолютна (potentia absoluta); будучи благой, воля Бога творит самое разумное. Отличие творения от Бога Дунс Скот полагал не в наличии потенции, а в несовершенстве творения как составного или объединенного с чем-то другим, в то время как Бог, будучи бесконечным, сущностно прост. Душа относится к интеллекту и воле как к различным потенциям в реальном единстве сущего, подобно тому, как сущее относится к трансценденталиям [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ](единству, истине и благу).

Читайте также:  Последствия приема таблеток для повышения потенции

У.Оккам также не считал материю чистой потенцией, так как в ней наличествует форма телесности. Он также отрицал, что сущим можно считать только потенциальное, и полагал различие между актуальным и потенциальным в сфере логики (Summa totius loqicae 1, 38).

У Николая Кузанского активные потенции вещей имеют основания в потенциях, которые имеют в Боге действительное бытие как идеи: ничто не может возникнуть, не имея действительного бытия в уме Бога. Т.о., в Боге возможность равна бытию (posse = est), что выражается неологизмом possest («О возможности-бытии»). Николай Кузанский также оспаривает идею материи как пассивной потенции, существующей наряду с божественной потенцией, и полагает ее как часть идеи сотворенного в Боге (Об ученом незнании), в отличие от Фомы Аквинского, различавшего идеальную потенцию еще не сотворенного в Боге и материальную потенцию еще не сущего в сотворенной вещи. О дальнейшем развитии концепции акта и потенции см. Возможность [ВОЗМОЖНОСТЬ]и действительность [ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ].

Литература:

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980;

2. Soulhe J. Etude sur le terme dynamis dans les dialogues de Platon. P., 1919;

3. Künzle P. Das Verhältnis der Seele zu ihren Potenzen. Freiburg, 1956;

4. Stallmach J. Dynamis und Energeia. Untersuchunqen am Werk des Aristoteles zur Problemgeschichte von Möglichkeit und Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959;

5. Peters E. Greek philosophical Terms. Ν. Υ.–L., 1967;

6. Schwemmer O. Akt and Potenz. – «Sacramentum Mundi», Bd. 1. Freiburg, 1967;

7. Vries J. Die Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1983.

К.В.Бандуровский

Источник:
Новая философская энциклопедия
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. АКТ И ПОТЕНЦИЯ —
    АКТ И ПОТЕНЦИЯ (действительность и возможность) — категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; акт (энергия) — деятельное осуществление чего-либо, потенция (“дюнамис”) — сила, способность к такому осуществлению; рассматривались так…
    Большой энциклопедический словарь
  2. Акт и Потенция —
    Античность. Как филос. термины понятия А. (действительность, греч. ένέργεια, лат. actus) и П. (возможность, греч. δύναμις, лат. potentia) были впервые введены Аристотелем.
    Католическая энциклопедия

Источник

Акт и потенция

АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia — схоластический перевод греческого ενέργεια και δύνςμς — действительность и возможность — см. также Энергия), важнейшие понятия философии Аристотеля. Своим учением об акте и потенции Аристотель ввёл в онтологию принцип развития. Учение об акте и потенции явилось ответом на апорию элейской школы, согласно которой сущее (όν) может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ничего. Следовательно, «возникновение», или «становление» (γένεσις), вообще невозможно, и чувств, мир должен быть отнесён к царству «небытия» (μη öv). Аристотель решает эту «апорию древних» двояко (см. Физика 1, 8. 191а 23 sqq.): l) введением понятия акцидентального небытия, или «отсутствия» (στέρησις) формы; 2) семантическим делением «бытия» на «потенциальное» (δυνάμει όν) и «актуальное» (ενεργεία όν) — становление оказывается возможным как переход от первого ко второму (дальнейшему анализу понятий Акт и Потенция посвящена 8-я книга «Метафизики»). Понятия Акт и Потенция, как и понятие «движения», не поддаются строгому определению, но устанавливаются с помощью техноморфных и био-морфных аналогий (см. Метафизика 1048а 30 — 1048 b 6): семя — человек в потенции, глыба мрамора — изваяние Гермеса и т. д. Существенно соотношение между актом и потенцией, с одной стороны, и формой и материей — с другой: согласно Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос,— актуальность (энергия, или энтелехия) вещи.

Оппозиция акта и потенции, первоначально введённая Аристотелем для анализа «возникновения», переносится затем и на др. виды «движения». Энергия (актуальность) характеризуется временным, онтологическим и аксиологическим приматом (προτερον) над потенцией (см. Метафизика 1072а 5; О небе 302а 8; О душе 415а 19), повторяя, таким образом, отношение формы к материи: традиционный схоластический спор о первичности «курицы или яйца» Аристотель безоговорочно решил бы в пользу «курицы». В сфере природы этот принцип выражается формулой «человек рождает человека», или — в общем виде — «существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально» (Метафизика 1032а 25, 1049b 24) и служит теоретическим постулатом в концепции перводвигателя как чистой энергии (акта), актуализирующей все космические потенции. Потенция есть способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т. е. способность осуществлять соответственно «движение», или «процесс» (κίνησις) а) возникновения — уничтожения, б) качеств, изменения, или «инаковения», в) роста — убыли и г) пространственного перемещения. Таким образом, видов актуализации оказывается столько же, сколько видов «движения», и понятие акта (энергии) в этом смысле совпадает с понятием движения (см. Метафизика 1047а 30, Риторика 1412а 9 sq.).

Читайте также:  Травы из аптеки лечение потенции

От акта (энергии) как процесса («актуализации», осуществления) Аристотель отличает энергию как осуществлённость (актуальность) вещи — энтелехию: напр., процесс строительства дома и уже построенный дом представляют собой «актуализацию» и «актуальность» дома по отношению к его материи и потенции бытия — кирпичам. «Понятие ενεργεία (актуально) имеет двоякий смысл и выражает отношение 1) процесса к потенции, 2) осуществлённого бытия к материи» (Метафизика 1048 b 8). В психологии Аристотель определяет «душу» как акт — энергию (Метафизика 1043а 35 sq.) или энтелехию (О душе 412а 27) «тела, потенциально обладающего жизнью», причём в «акте» живого существа совпадают «формальная», «движущая» и «целевая» причины, жёстко противопоставляемые «материальной» причине как «потенции». В этике акт (энергия) служит определением «удовольствия» (Метафизика 1072 b 16, Никомахова этика 1147 b 23— 1175а 17) и родовым обозначением моральных актов-поступков (см. Никомахова этика 1176 b 19, 1170а 7 etc.), понимаемых как актуализация душевных свойств (έξεις).

В отличие от Аристотеля, мегарская школа отождествляла Акт и Потенцию: «потенцией можно обладать только при акте», «тот, кто не строит дом в действительности, не обладает возможностью его строить» (по свидетельству Аристотеля — Метафизика 1046 b 29). Учение об Акте и Потенции было усвоено неоплатонизмом (одноимённый трактат Плотина «Эннеады» 11, 5), в дальнейшем средневековой философией (томизм и др.). См. Возможность и действительность.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Stallmach J., Dynamis und Energeia. Untersuchungen am Werk des Aristoteles zur Problemgeschichte von Möglichkeit und Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959; см. также лит. к статьям Аристотель, Энтелехия. А. В. Лебедев.

Что такое потенция у мужчины — что влияет на снижение функции, лекарства и методы для повышения

Мужская сила – это важный фактор в сексуальной жизни и существенный критерий для определения социального положения человека. Уровень потенции легко определить по внешним признакам. Здоровый мужчина вызывает уважение друзей, восхищение женщин. К сожалению, в последние годы проблемы с потенцией все чаще преследуют представителей сильного пола. Решить их можно проверенными методиками. Что такое потенция, какие средства для её усиления существуют, и что за препараты следует принимать – об этом должен знать каждый мужчина. Правильная терапия вернет здоровье и регулярный секс.

Что такое потенция

Этимология слова ведет к латинскому potentia – возможность. В сексологии термин мужская потенция означает способность организма вступать в половой акт. Понятие характеризуется эректильной функцией и длительностью эрекции, репродуктивными возможностями. Кроме того, ключевой является способность мужчины получать удовлетворение от коитуса. При этом термин «потенция» не отождествляется с частотой сексуальных контактов, половым влечением или эрекцией.

Что влияет на потенцию у мужчины

Мужская сила зависит от множества факторов. Так, непосредственное влияние на либидо имеет содержание в организме гормона тестостерона. Это вещество синтезируется в яичках и коре надпочечников, активно участвует в продуцировании сперматозоидов, отвечает за их качество. Гормон может оказывать влияние на настроение мужчины, его стрессоустойчивость, способствует процессу сжигания жиров в организме, наращиванию мышечной массы.

Синтез тестостерона зависит от возраста, образа жизни, питания, экологии. Наибольшая его концентрация в организме мужчины наблюдается в возрасте 25-30 лет. Впоследствии уровень тестостерона снижается. Кроме того, на эректильные функции влияет сердечно-сосудистая система, избыточный вес мужчины, жировая прослойка, общее состояние организма. Неблагоприятный эффект оказывает наличие хронических заболеваний.

Из-за чего мужская сила ослабевает

Хорошая потенция у мужчин гарантирует качество сексуальной жизни. Правда, иногда здоровье подводит в самый неподходящий момент. Импотенция характеризуется неспособностью получить эрекцию, низкой длительностью половых актов, преждевременной эякуляцией. У мужчин дисфункции могут возникать из-за нескольких факторов:

  • Плохая генетическая предрасположенность. Мужская сила, как и многие другие физические характеристики, передается по наследству.
  • Нарушение работы сердечно-сосудистой системы. Её болезни могут привести к недостаточному кровотоку в пенисе мужчины.
  • Патологии мочеполовой системы. Эти нарушения зачастую негативно влияют на мужскую потенцию.
  • Гормональные сбои. Недостаточный синтез некоторых веществ в организме приводят к уменьшению мужской силы.
  • Лишний вес. Полнота становится причиной выработки женских гормонов и уменьшению мужских. Жировые отложения нагружают сердечно-сосудистую систему и ограничивают движения.
  • Возрастные изменения в организме мужчины. Старение приводит к снижению уровня тестостерона. Кроме того, мужчины в возрасте имеет склонность к развитию заболеваний, негативно влияющих на эрекцию.
  • Нарушения психоэмоционального состояния. Постоянные стрессы могут вызвать у мужчины психологическую импотенцию.
  • Наличие вредных привычек – курение, употребление спиртных напитков, наркотиков – негативно влияет на эрекцию мужчины, качество спермы и общее состояние организма.
Читайте также:  Средство для повышения потенции без побочных

Как проверить потенцию

Излечение импотенции возможно в случае своевременного выявления. Проверить мужскую половую систему на наличие нарушений можно в домашних условиях. Для этого применяется диагностика проводимости нервов и нервных окончаний. Мужчине нужно ощупать половой член по всей длине. То же самое следует проделать с мошонкой. Прикосновения должны ощущаться отчетливо. Другой вариант теста на потенцию – сжатие головки члена. У здорового мужчины это должно вызвать сокращение мышц заднего прохода. Существует ряд медицинских анализов: спермограмма, тест на уровень тестостерона и т.д.

Потенция (половая) (лат. potentia — сила) — способность организма к половому акту. В сексологии термин потенция обычно относится к мужской сексуальности. Таким образом, потенция определяет сексуальные возможности мужчины и в некоторой степени характеризуется напряженостью полового члена, скоростью появления эрекции, продолжительностью полового акта и нормальным его протеканием, а в широком смысле — самой возможность вести нормальную половую жизнь. Потенцию мужчины нельзя отождествлять с практикуемым им ритмом половой жизни, так как сексуальные возможности того или иного мужчины могут не коррелировать с частотой его половых актов. Также ни в коем случае нельзя её отождествлять с интенсивностью его полового влечения, которое при некоторых формах эректильной дисфункции не только не ослабевает, но наоборот, может усиливаться.

Применительно к женщинам понятие «потенция» почти не употребляется и его определение не имеет однозначной формулировки.

Здоровый мужчина сохраняет способность к полноценному половому акту до самой смерти, и в отличие от женского, мужской климакс имеет чисто патологические причины.

Вероятностными (не абсолютными!) признаками высокой половой потенции у мужчин являются: нормальный вес, рост не выше среднего, хорошо развитые (но не «накачанные») мышцы, тёплые ладони, «чистая» (без угрей и иных дефектов) гладкая кожа с нормальным или несколько повышенным оволосением, телесная гибкость, хорошая координация движений и быстрая реакция, энергичная походка, высокий интеллект и тонкое чувство юмора, хорошо развитое обоняние (отсюда — частая нелюбовь к парфюмерии), низкотональный («мужской») тембр голоса, физическая и интеллектуальная активность, душевное спокойствие, решительность и уверенность в себе, иногда — заметное равнодушие к своему внешнему виду (неаккуратно уложенные волосы, неравномерно выбритая растительность на лице и т.п.) и некоторая небрежность в одежде (но не безвкусица), а также сниженная способность к изучению иностранных языков при хорошем владении родным.

На возможные проблемы с мужской потенцией (опять же, не всегда!) могут указывать: рост значительно выше среднего, астеничность и физическая истощенность, ожирение (периметр талии более 102 см), пониженный интеллект, нарушение функции носового дыхания, высокотональный («писклявый») тембр голоса, инфантильность, торпидность или наоборот — суетливость, трусость, «зажатость» или наоборот — демонстративная развязность, мелочность и беспокойство по пустякам, заискивание и угодливость или наоборот — капризность и несговорчивость, болтливость с неспособностью к поддержанию нормального диалога с сексуально привлекательными женщинами (возможна и по другим причинам).

Вопреки расхожим убеждениям, алопеция не является универсальным признаком сниженной или повышенной половой потенции, а её наиболее распространенная форма, по-видимому, никак не коррелирует с половыми возможностями мужчины.

Систематическое и бесконтрольное применение стероидных анаболиков, часто практикуемое в бодибилдинге и некоторых видах профессионального спорта, первоначально резко повышает половые возможности мужчины, но затем приводит к их быстрому и необратимому угасанию. Подобным же действием обладают и некоторые наркотические вещества.

Хронические болезни могут по-разному влиять на потенцию. Выраженное ослабление потенции часто наблюдается при уреаплазмозе и других микоплазмозах. Значительное повышение — при хроническом трихомониазе и туберкулёзе. Повышение с последующим (по мере прогрессирования болезни) снижением — при хламидиозе.

Максимум потенции у мужчины достигается либо при полном психологическом комфорте, либо при сильном эмоциональном возбуждении, сопровождающимся выбросом дополнительного количества тестостерона. Такое может произойти, например, на отдыхе, при смене сексуальной партнёрши (не всегда), на фоне радостного события или после потасовки, в которой одержана победа. Негативное влияние на потенцию могут оказывать психологические конфликты, изнурительный физический труд, чрезмерная увлеченность чем-либо или перегруженность делами на работе (т.н. «синдром делового человека»), отсутствие подходящих условий для близости, половая холодность или нетактичность партнерши и мн.др. Периоды полового воздержания в зависимости от длительности, возраста, стажа партнерства и других факторов могут по-разному влиять на мужскую потенцию. Так, известны случаи половых эксцессов у мужчин, длительное время не имевших общения с женщинами (например, у демобилизовавшихся военнослужащих). Как правило, такие эксцессы не бывают продолжительными, и потенция быстро нормализуется. Однако у некоторых мужчин в возрасте старше 70 лет после воздержания в течение трёх месяцев или более может наблюдаться полная и необратимая утрата способности к половому акту.

Постоянная неспособность к совершению полноценных половых актов может быть признаком одной из форм импотенции.

Источники: https://ponjatija.ru/node/14673, https://sovets.net/15463-chto-takoe-potentsiya.html, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/673045

Источник