Закон о рекламе потенции

Оригинал статьи опубликован на сайте ООО «Факультет Медицинского Права»

Уважаемые читатели!

Информируем вас о том, что Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС) направила очередные разъяснения по некоторым вопросам рекламы медицинских услуг, лекарственных средств и медицинских изделий (Письмо ФАС России от 22.06.2020 № ДФ/52241/20).

1. О необходимости указывать в рекламе медицинской деятельности информацию о медицинской лицензии

ФАС высказала позицию о том, что непосредственно в рекламе медицинской деятельности информацию о лицензии на медицинскую деятельность указывать не требуется.

В обоснование указанной позиции ФАС привела следующую аргументацию.

В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38-ФЗ) не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, ФЗ № 38-ФЗ не допускается реклама деятельности, подлежащей лицензированию (в т.ч. и медицинской деятельности), при отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление такой деятельности.

При этом из ст. 13 ФЗ № 38-ФЗ следует, что рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о наличии лицензии (об обязательной сертификации/государственной регистрации и пр.).

Однако названный федеральный закон не содержит положений, обязывающих указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию. В связи с этим, указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.

2. О правилах предупреждения в рекламе лекарств, медизделий и медуслуг

ФАС напомнила, что в соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских услуг (в т.ч. методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации) требуется включать один из следующих видов предупреждения:

· о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

· о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

· о необходимости получения консультации специалистов.

Примечание: следует учитывать, что требования ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

При этом рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе (в зависимости от вида объекта рекламирования).

В связи с указанным, ФАС сообщила, что реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать соответствующее предупреждение (в подтверждение данной позиции ФАС привела Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 № Ф08-2020/2018 по делу № А63-12383/2017, поддержанное впоследствии Верховным Судом РФ в Определении от 03.07.2018 № 308-КГ18-8316. В названном деле было установлено нарушение требований ФЗ № 38-ФЗ, поскольку в газете была размещена реклама «Открылась лаборатория (…). Все виды анализов. Скидки инвалидам (…). Справки по телефону (…)», а предупреждение о наличии противопоказаний отсутствовало (также отсутствовала пометка «реклама»)).

Кроме того, в письме ФАС указано, что согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ в рекламе лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских услуг, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем 5 секунд и предупреждению должно быть отведено не менее чем 7 % площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем 5 % рекламной площади (рекламного пространства).

Вместе с тем ФЗ № 38-ФЗ не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста о предупреждении в рекламе.

По мнению специалистов ФАС, информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.

Площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, занимаемой текстом предупреждения (указанное подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 № Ф08-946/2020 по делу № А63-12076/2019). При этом, расчет площади такого предупреждения (надписи) осуществляется, исходя из аналогии с так называемым размером «кегля шрифта», принятым в издательском деле.

3. О вопросах отнесения медизделий к медизделиям, для использования которых требуется специальная подготовка

ФАС разъяснила, что в соответствии с ч. 8 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ реклама следующих объектов не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях:

· лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам;

· методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;

· медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

По мнению ФАС, при возникновении вопроса об отнесении какого-либо товара к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, целесообразно направить обращение в Минздрав РФ.

Кроме того, ФАС рекомендует обращаться в Минздрав РФ за разъяснениями и в случае, когда возникает вопрос об отнесении того или иного способа воздействия на организм человека к медицинским услугам или методам профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Примечание: обращаем внимание, что в настоящее время ч. 5 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медизделий и медуслуг, в т.ч. методов лечения, а также БАДов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

· на граждан – от 2 000 до 2 500 рублей;

· на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;

· на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Если Вам нравятся наши публикации, ставьте лайк, чтобы видеть их в своей ленте чаще.

Источник

В соответствии с пунктом 26 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2020 N 410/20, ФАС России направляет разъяснение по вопросу рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона “О рекламе” реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона “О рекламе” объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона “О рекламе” не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, реклама деятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом “О рекламе” не допускается.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”).

С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом “О рекламе” не допускается.

При этом в соответствии со статьей 13 Федерального закона “О рекламе” рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям указанного Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Однако Федеральный закон “О рекламе” не содержит положений, обязывающих указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию.

Таким образом, указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.

2. Специальные требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона “О рекламе”.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона “О рекламе” реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:

– о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

– о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

– о необходимости получения консультации специалистов. При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.

Таким образом, реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона “О рекламе”, что подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 N Ф08-2020/2018 по делу N А63-12383/2017, при этом, определением от 03.07.2018 N 308-КГ18-8316 по делу N А63-12383/2017 Верховный Суд Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказал.

В рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Вместе с тем Федеральный закон “О рекламе” не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе.

Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.

По мнению специалистов ФАС России, площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, занимаемой текстом предупреждения, что подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 N Ф08-946/2020 по делу N А63-12076/2019.

При этом, расчет площади такого предупреждения (надписи) осуществляется, исходя из аналогии с так называемым размером “кегля шрифта”, принятым в издательском деле.

Согласно ОСТу 29.130-97 – Издания. Термины. Определения. под размером “кегля шрифта” понимается размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры. Литера – металлический брусочек с выпуклым изображением печатного знака, употребляемый в типографском наборе.

Требования данной части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

3. В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона “О рекламе” реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Требования части 8 статьи 24 Федерального закона “О рекламе” распространяются исключительно на рекламу, объектом рекламирования которой выступают:

– лекарственные препараты в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты;

– методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;

– медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка.

Вместе с тем вопрос отнесения медицинских изделий к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, Федеральным законом “О рекламе” не регулируется, и указанный вопрос в компетенцию ФАС России не входит.

При этом в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере здравоохранения.

Таким образом, при возникновении вопроса об отнесении тех или иных способов воздействия на организм человека к медицинским услугам или методам профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, какого-либо товара к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, целесообразно направить обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

ФАС выпустила разъяснения по вопросу рекламы лекарств, медицинских услуг и изделий.

Запрещена реклама меддеятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или ИП лицензии. При этом указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.

Реклама лекарств, медицинских услуг и изделий должна содержать один из трех видов предупреждений:

– о получении консультации специалиста.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель вправе самостоятельно определить, какой вид предупреждения использовать.

Даны рекомендации по размещению текста в рекламе, в т. ч. предупреждений.

Источник

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 7

– Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и т.п.

– Прокурор (гражданин) хочет признать информацию запрещенной к распространению на территории РФ

Не допускается реклама:

1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ;

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;

КонсультантПлюс: примечание.

О запрете рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака см. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ.

8) табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов;

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности;

(п. 9 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

10) услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

(п. 10 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 383-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Источник