В реальных условиях потенции к размножению никогда не реализуются

В реальных условиях потенции к размножению никогда не реализуются thumbnail

Настоящее пособие предназначено для проверки знаний у студентов технических и экономических специальностей, изучающих курс общей экологии. Сборник включает в себя разнообразные типы заданий и упражнений: различные по структуре и сложности тесты, задачи, проблемные вопросы, способствующие активному участию обучаемых в учебном процессе. К заданиям тестового характера в конце сборника приводятся ответы. Подготовлено на кафедре естественнонаучных дисциплин филиала КузГТУ в г. Прокопьевске.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

2. Совокупность особей вида, занимающих какой-то
однородный небольшой участок однородной площади, –
…;
3. Внутривидовые группировки, приуроченные к
конкретным биогеоценозам, – …;
4. Группа особей одного вида, заселяющая территорию с
географически однородными условиями существования,
– …;
5. Соотношение полов в популяции – …;
6. Соотношение в данной популяции возрастных групп –
…;
7. Характер распределения членов данной популяции в
пространстве –…;
8. Групповые поселения оседлых животных – …;
9. Временные объединения животных, которые проявляют
биологически полезную организацию действий, – …;
10. Длительные и постоянные объединения животных – …;
11. Оптимизация физиологических процессов, ведущая к
повышению жизнеспособности при совместном
существовании, – .
24) Многие животные (волки, вороны, синицы и др.) летом
живут парами, а зимой образуют стаи. Как вы думаете, с
чем это связано?
25) В лабораторную популяцию растительноядного
паутинного клещика, обеспеченного избытком пищи,
запустили несколько особей хищного клещика,
питающегося паутинным клещиком. Хищник быстро
размножился, съел всех жертв и вымер от голода. В то же
время природе эти два вида клещиков часто сосуществуют.
Чем это можно объяснить?
26) Почему толерантность популяции к факторам среды
значительно шире, чем у отдельной особи, и каково
экологическое значение этого явления?
27) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Какой из перечисленных ниже факторов с наименьшей
вероятностью может оказаться зависящим от плотности:

31

а) паразитизм;
б) накопление отходов;
в) хищничество;
г) суровая зима.
28) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Популяция может расти в геометрической прогрессии
(экспоненциально):
а) когда единственным ограничивающим рост ресурсов
является обитание;
б) когда она впервые попадает в подходящее незанятое
место обитания;
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лаборатории.
29) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Какой из перечисленных факторов не оказывает
непосредственного влияния на репродуктивный потенциал:
а) возраст самки при первом размножении;
б) плотность популяции;
в) продолжительность периода фертильности у самки;
г) среднее число потомков в помете.
30) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. Смертность в популяциях зависит от
следующих факторов:
а) генетическая и физиологическая полноценность особей;
б) форма групповой организации в популяциях животных;
в) рождаемость в популяциях;
г) влияние неблагоприятных физических условий среды;
д) воздействие хищников и симбионтов.
31) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Наиболее часто в природе встречается вариант
повышенной гибели особей:
а) в ранний период жизни;
б) в поздний период жизни;
в) в средний период жизни;
г) равномерный отсев на протяжении всего жизненного
цикла.

32

32) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Для африканских слонов повышенная гибель особей
характерна:
а) для раннего периода жизни;
б) для позднего периода жизни;
в) для среднего периода жизни;
г) для всего жизненного цикла.
33) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Для рыб повышенная гибель особей характерна:
а) для раннего периода жизни;
б) для позднего периода жизни;
в) для среднего периода жизни;
г) для всего жизненного цикла.
34) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).
1. Проникновение расселяющихся особей на еще незанятые
видом территории, образование новых популяций
называют инвазией;
2. У большинства насекомых темпы роста численности
популяций высоки с самого начала заселения
территории;
3. У партеногенетических ракообразных темпы роста
популяции находятся в прямой зависимости от ее
плотности;
4. В популяциях растений с апомиксисом в благоприятных
условиях численность растет независимо от плотности.
35) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. Механизмы внутрипопуляционного гомеостаза
зависят:
а) от генетической специфики вида;
б) от экологической специфики вида;
в) от степени подвижности вида;
г) от воздействия хищников;
д) от способностей вида противостоять антропогенным
воздействиям.
36) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
В основе способностей популяций к гомеостазу лежит:

33

а) изменение морфологических особенностей каждой
особи в ответ на изменение числа членов популяции;
б) изменение генетических особенностей каждой особи в
ответ на изменение числа членов популяции;
в) изменение поведения каждой особи в ответ на
изменение числа членов популяции;
г) изменение местообитания части особей в ответ на
изменение числа членов популяции.
37) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
S-образная кривая роста популяций:
а) всегда зависит от плотности популяции;
б) иногда зависит, а иногда не зависит от плотности
популяции;
в) никогда не зависит от плотности популяции;
г) практически не встречается в природе.
38) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
J-образная кривая роста популяций:
а) всегда зависит от плотности популяции;
б) иногда зависит, а иногда не зависит от плотности
популяции;
в) никогда не зависит от плотности популяции;
г) практически не встречается в природе.
39) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
J-образная кривая роста популяций характерна:
а) для дрожжей;
б) дафний в культуре;
в) фитопланктона;
г) насекомых-хрущаков.
40) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).
1. В реальных условиях потенции к размножению никогда
не реализуются;
2. Наличие ресурсов жизненного пространства определяет
биотический потенциал вида;
3. Уровень К индивидуален для каждой отдельной особи;
4. Усиление конкуренции за пищу стимулирует рост
численности популяции.

Читайте также:  Влияет ли таблетки от давления на потенцию мужчин

34

41) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. Нарастание численности популяции тормозится
рядом факторов:
а) активностью паразитов, хищников;
б) отсутствием доступных мет обитания;
в) отсутствие патогенов;
г) реакцией повреждаемых фитофагами растений;
д) регулярными мероприятиями по охране видов,
осуществляемыми человеком.
42) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Врожденная потенция к воспроизводству ограничивается:
а) степенью неблагоприятности среды обитания;
б) емкостью среды обитания;
в) степенью благоприятности среды обитания;
г) сопротивляемостью среды.
43) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. Экологическую стратегию вида характеризует:
а) плотность популяции;
б) темп роста особи;
в) время достижения половозрелости;
г) периодичность размножения;
д) емкость популяции.
44) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
R-стратегия характеризуется:
а) медленным ростом особей и поздним наступлением у
них половозрелости;
б) большой продолжительностью жизни;
в) отсутствием заботы о потомстве;
г) небольшим количеством производимых потомков.
45) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. K-стратегами являются:
а) капустная белянка;
б) рыба-луна;
в) городская ласточка;
г) озерная лягушка;
д) синий кит.

35

46) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. R-стратегами являются:
а) бурый медведь;
б) гренландский тюлень;
в) тигровая акула;
г) обыкновенная кукушка;
д) медоносная пчела.
47) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).
1. Экологическая стратегия – это общая характеристика
роста и размножения данного вида;
2. Для R-стратегии характерна высокая численность мелких
потомков;
3. K-стратеги развиваются медленно;
4. Значительная продолжительность жизни – характерная
черта R-стратегов.
48) Назовите понятия, исходя из следующих определений:
1. Теоретический максимум потомков от одной пары (или
одной особи) за единицу времени – …;
2. Число новых особей, появившихся в популяции за
единицу времени, – …;
3. Число особей, погибших в популяции за единицу
времени, – …;
4. Процесс миграции из популяции части особей и
заселения ими новых территорий – …;
5. Поддержание определенной численности популяции –
…;
6. Предел наличия доступных ресурсов и жизненного
пространства той или иной среды обитания – …;
7. Совокупность факторов, ограничивающих реализацию
потенций к воспроизводству – …;
8. Общая характеристика роста и размножения данного
вида – … .
49) Что может служить причинами, ограничивающими
плотность популяции птиц-дуплогнездников, например,
синиц, в молодом лесу? А в старом городском парке?

36

50) Что нужно знать о виде, чтобы с достаточной
вероятностью прогнозировать его численность?
51) У всех ли видов можно ожидать взрывов численности
популяций при отсутствии врагов?
52) Численность ворон в городе Москве ежегодно зимой
увеличивается в несколько раз по сравнению с летом, в
марте резко падает, а в мае – вновь возрастает. С чем
связаны такие особенности динамики численности этих
птиц в городе?
53) В начале сезона было помечено 1000 рыб. В ходе
последующего лова в общем вылове из 5000 рыб
обнаружилось 350 меченых. Какова была численность
популяции перед началом промысла?
54) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Группировки совместно обитающих и взаимно связанных
организмов разных видов называются:
а) популяциями;
б) биоценозами;
в) биогеоценозами;
г) экосистемами.
55) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Термин «биоценоз» был предложен в 1877 г.:
а) А. Тенсли;
б) В. Н. Сукачевым;
в) Ф. Клементсом;
г) К. Мѐбиусом.
56) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. К важнейшим характеристикам биоценозов
относятся:
а) полнота круговорота веществ;
б) биомасса;
в) видовое разнообразие;
г) численность видовых популяций;
д) возможность регулирования численности видов
человеком.

Читайте также:  Таблетки для потенции в аптеках минска

37

57) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. Видовое богатство сообществ зависит от
следующих причин:
а) степени благоприятности абиотических факторов среды;
б) степени благоприятности биотических факторов среды;
в) разнообразия среды обитания;
г) длительности существования биоценоза;
д) степени благоприятности антропогенных воздействий.
58) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
К богатому по видовому составу биоценозу относится:
а) сообщество кораллового рифа;
б) сообщество вулканического острова;
в) сообщество пустыни;
г) сообщество тундры.
59) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).
1. Природные биоценозы служат основным источником
пищи для человека;
2. Чем разнообразнее животный мир биоценоза, тем
разнообразнее в нем растительность;
3. Чем специфичнее условия среды, тем богаче видовой
состав биоценоза;
4. Разнообразие биотопа во многом определяет видовое
богатство биоценоза.
60) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Преобладающие по численности виды сообщества
называются:
а) эдификаторами;
б) викариатами;
в) доминантами;
г) рецессантами.
61) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
В еловых лесах в травяном покрове господствует:
а) майник двулистный;
б) молодило;
в) вереск;
г) кислица обыкновенная.

38

62) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
В сосновом бору видом-эдификатором выступает:
а) сосна обыкновенная;
б) кошачьи лапки;
в) мох кукушкин лен;
г) седмичник европейский.
63) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Удаление вида-эдификатора из биоценоза в первую
очередь вызывает:
а) изменение видового состава растений;
б) изменение видового состава животных;
в) изменение микроклимата;
г) изменение условий физической среды.
64) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Из видов-доминантов дубового леса роль эдификатора
выполняет:
а) дуб черешчатый ;
б) лиственница сибирская;
в) пеночка зеленая;
г) белка-летяга.
65) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. Роль малочисленных видов в биоценозах
заключается:
а) в уменьшении биологического разнообразия;
б) в пополнении и замещении видов-доминантов;
в) в увеличении саморегулирующих возможностей;
г) в уменьшении разнообразия биотических связей;
д) в придании сообществу большей устойчивости.
66) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).
1. В состав биоценоза, как правило, входит немного
малочисленных видов;
2. В молодых сообществах насчитывается больше видов,
чем в зрелых ценозах;
3. Видовое разнообразие сообщества тесно связано с его
стабильностью;

39

4. Викарирующие виды создают среду для всего
сообщества.
67) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
В широколиственном лесу обычно выделяют:
а) 3–4 яруса;
б) 4–5 ярусов;
в) 5–6 ярусов;
г) 6–7 ярусов.
68) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Надземная ярусность в биоценозе позволяет:
а) более полно использовать растениям минеральные
вещества почвы;
б) оптимально использовать растениям площадь
сообщества;
в) более полно использовать растениям световой поток;
г) более успешно растениям противостоять фитофагам.
69) Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных
вариантов. Мозаичное строение сообщества обусловлено:
а) однородностью микрорельефа;
б) неоднородностью почв;
в) деятельностью человека;
г) деятельностью животных;
д) влиянием растений-эдификаторов.
70) Разделите растения широколиственного леса по ярусам:
дуб, боярышник, терновник, кизил, бузина, калина,
шиповник, мхи, лишайники.
71) Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Биоценозы со сходной экологической структурой:
а) всегда имеют разный видовой состав;
б) могут иметь разный видовой состав;
в) всегда имеют сходный видовой состав;
г) могут иметь, как разный, так и сходный видовой состав.
72) Выберите номера правильных суждений (от 0 до 4).
1. Одни и те же экологические ниши занимают в
сообществах родственные виды организмов;

40

Источник

    Цель
    работы
    : изучить влияние строения
    атомов и ионов на распределение химических
    элементов в земной коре, подтвердить
    выполнение основных геохимических
    законов на практике.

    Формы
    проведения и используемые методы:
    устная в опросно-ответной форме и в виде
    беседы, письменная индивидуальная
    работа, работа в малых группах,
    кейс-технологии, тестирование.

    Вопросы
    для обсуждения

    1. Динамические
      показатели популяции.

    2. Рождаемость
      абсолютная и удельная. Смертность
      абсолютная, удельная.

    3. Законы
      роста численности популяции (Одум,
      Фридерихсон).

    4. Рождаемость
      максимальная, экологическая, мгновенная.
      Правило максимальной рождаемости,
      понятие биотического потенциала.

    5. Физиологическая
      и максимальная продолжительность
      жизни.

    6. Динамические
      и статистические таблицы выживания.

    7. Кривые
      выживания. Факторы, регулирующие
      численность.

    8. Типы
      динамики численности популяции.

    Выполнить
    задания:

    1.
    Выберите номера правильных суждений.

    1. В
      природе биотический потенциал в
      большинстве случаев реализуется
      полностью;

    2. Изменения
      численности популяции складывается
      только за счет рождаемости и смертности;

    3. Численность
      любой популяции через определенное
      время увеличивается в геометрической
      прогрессии;

    4. Рождаемость
      в популяции оказывается прямо
      пропорциональной плодовитости.

    Читайте также:  Как можно лечить потенцию домашних условиях

    2.Какую модель динамики численности
    популяции характеризует данный пример:
    «…одна диатомея (водоросль), разделяясь
    на части, может, если не встретит к тому
    препятствий, в 8 дней дать массу материи,
    равную объему нашей планеты…» (В.И.
    Вернадский «Очерки геохимии, 1933),
    начертите примерный график.

    3.В чем экологический смысл экспоненциального
    роста популяции (зачем живому веществу
    нужна возможность экспоненциального
    роста). Все ли виды живых существ способны
    к такому росту? Приведите примеры, при
    каких условиях возможен экспоненциальный
    рост популяции, в чем экологическая
    опасность нелимитируемого роста?

    4.Дайте определения понятиям «емкость
    среды», «сопротивление среды». Начертите
    примерный график, отображающий динамику
    популяции, зависимую от плотности
    популяции.

    5.В результате самоизреживания ели в
    густых посадках число деревьев на 1 га
    составило:

    в
    20-летних насаждениях – 6720, в 40-летних –
    2380, в 60-тилетних –1170, в 80-тилетних – 755,
    в 100-летних – 555, а в 120-тилетних – 465.

    Начертите
    график уменьшения стволов елей в лесу
    при увеличении возраста. Рассчитайте
    площадь, приходящуюся на одно дерево в
    разном возрасте. В какой период
    самоизреживание деревьев происходит
    наиболее интенсивно? Не стоит ли заранее
    высаживать ели разреженно? Объяснить,
    почему – да или почему – нет.

    6.Выберите правильный ответ из предложенных
    вариантов. Популяция может расти в
    геометрической прогрессии (экспоненциально):

    а)
    когда единственным ограничивающим рост
    ресурсов является обитание;

    б)
    когда она впервые попадает в подходящее
    незанятое место обитания;

    в)
    только в случае отсутствия хищников;

    г)
    только в лаборатории.

    7.Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из
    предложенных вариантов. Смертность в
    популяциях зависит от следующих факторов:

    а)
    генетическая и физиологическая
    полноценность особей;

    б)
    форма групповой организации в популяциях
    животных;

    в)
    рождаемость в популяциях;

    г)
    влияние неблагоприятных физических
    условий среды;

    д)
    воздействие хищников и симбионтов.

    8.Выберите правильный ответ из предложенных
    вариантов. Для африканских слонов
    повышенная гибель особей характерна:

    а)
    для раннего периода жизни;

    б)
    для позднего периода жизни;

    в)
    для среднего периода жизни;

    г)
    для всего жизненного цикла.

    9.Выберите правильный ответ из предложенных
    вариантов. Для рыб повышенная гибель
    особей характерна:

    а)
    для раннего периода жизни;

    б)
    для позднего периода жизни;

    в)
    для среднего периода жизни;

    г)
    для всего жизненного цикла.

    10.Выберите правильный ответ из предложенных
    вариантов. S-образная (в другом варианте

    J-образная)
    кривая роста популяций:

    а)
    всегда зависит от плотности популяции;

    б)
    иногда зависит, а иногда не зависит от
    плотности популяции;

    в)
    никогда не зависит от плотности популяции;

    г)
    практически не встречается в природе.

    11.Выберите номера правильных суждений:

    1. В
      реальных условиях потенции к размножению
      никогда не реализуются;

    2. Наличие
      ресурсов жизненного пространства
      определяет биотический потенциал вида;

    3. Уровень
      К индивидуален для каждой отдельной
      особи;

    4. Усиление
      конкуренции за пищу стимулирует рост
      численности популяции.

    12.Численность популяции из года в год
    остается постоянной потому, что:

    а)
    каждый год погибает примерно одинаковое
    количество особей;

    б)
    различные факторы среды противодействуют
    высокому проявлению биотического
    потенциала популяции;

    в)
    организмы размножаются более интенсивно
    при меньшей плотности популяции и менее
    интенсивно при большей ее плотности;

    г)
    организмы прекращают размножение после
    того, как численность популяции превысит
    средний уровень;

    д)
    относительное потребление хищниками
    особей данной популяции остается
    постоянным.

    13.В таблице приведены данные об изменении
    численности дрожжей. Постройте график
    зависимости численности популяции от
    времени, определите тип кривой роста.

    В реальных условиях потенции к размножению никогда не реализуются

    14.При методе квадратов для определения
    частоты встречаемости вида было
    использовано 250 квадратов размером 1×1
    м. В них мать-и-мачеха обыкновенная
    (Tussilago farfara) встречалась 75 раз, молочай
    татарский (Mulgedium tataricum) – 30, одуванчик
    лекарственный (Taraxacum officinale) – 140,
    подорожник большой (Plantago major) – 81
    раз. Все эти растения были зафиксированы
    по отдельности в соответствующем
    количестве квадратов. Определите частоту
    встречаемости каждого вида в сообществе.

    15.На пойменном лугу было описано 320
    площадок, размером 1×1 м. В них люцерна
    серповидная (Medicago falcata) встречалась
    156 раз, клевер луговой (Trifolium pretense) –
    74 раза, лапчатка серебристая (Potentilla
    argentea
    ) – 168 раз, тимофеевка луговая
    (Phleum pretense) – 280 раз, пырей ползучий
    (Elytrigia repens) 300 раз. Все эти растения
    были зафиксированы по отдельности в
    соответствующем количестве квадратов.
    Рассчитайте частоту встречаемости
    каждого вида растения в данном сообществе.

    Соседние файлы в папке ЭиУР УМКД

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник