Стихи пушкина о молочнице

Стихи пушкина о молочнице thumbnail

Царскосельская статуя
Н.В.Н.


Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

 
Октябрь 1916, Севастополь
Анна Ахматова

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница».

В 1808–1810 годах на месте бывшего павильона Катальной горки в Екатерининском парке Царского села по распоряжению Александра I соорудили Гранитную террасу, а внизу у Большого пруда — Большую гранитную пристань. По зеленому склону проложили новые дорожки, связавшие террасу и пруд. А устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном. И еще через шесть лет, летом 1816 года, здесь появилась бронзовая фигурка, которой суждено было стать символом Царского села…

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Держа на голове кувшин с молоком, Перетта бежала в город на базар, а ее мечты — бежали далеко впереди нее: конечно же, за кувшин чудесного молока она выручит столько денег, что сможет купить сто яиц; вырастить из них и выкормить сто цыплят не составит никаких трудов; сто курочек легко обменять на поросенка, и «расходов будет грош»; а за крупного и хорошего поросенка она выберет в городе коровку или бычка и будет радостно смотреть, как они прыгают на лугу среди стада… Тут счастливая обладательница упитанного рогатого хозяйства от радости подпрыгнула — и уронила кувшин.

Бедная Перетта! С отчаяньем глядит она на черепки, на разлитое молоко, на разбитый кувшин — на разбитые мечты о курочках, поросенке и бычке… Такой запечатлел молочницу мастер декоративной скульптуры русского классицизма П. П. Соколов. Вернее, не совсем. Следуя традициям искусства начала XIX столетия, он изобразил не простую французскую крестьянку, а самую настоящую античную нимфу, изысканную, печальную, трогательную и необъяснимо притягательную… Вот и Александр Сергеевич, вспомнив ее осенью 1830 года в Болдине, посвятил ей «античные» строки:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечна печальна сидит.

 — словно «вечная струя», течет пушкинский стих. И нет уже мечтательницы Перетты, забыто назидание Лафонтена, даже прозаический кувшин не избежал чудесной метаморфозы! Ведь урна, круглая невысокая античная ваза с широким горлом, — не простой сосуд. Лежащая на боку, с выливающейся из нее водой, она в искусстве и Древней Эллады, и эпохи Возрождения, и более позднего времени указывала на божество, обитающее в реке.
 

1870-е. Фонтан Молочница (Девушка с кувшином)

Быть может, не традициям своего времени следовал скульптор, когда изображал героиню басни в облике античной девушки, а хотел запечатлеть божество, обитающее в Царскосельском парке. Вот уже два столетия оно хранит это место, вдохновляет поэтов и всех, чья душа открыта гармонии… И потому хочется вновь и вновь приходить к прекрасной печальной деве, смотрящей на воду, слушающей тихий говор незримого гения, живущего в источнике, — а вдруг и тебе он нашепчет что-нибудь чудесное.

Светлана Обухова

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

И ее близняшки…

Статуя «Дева с разбитым кувшином» в парке усадьбы Суханово.

Эта чугунная статуя является точной копией (без каменного основания) с царскосельской скульптуры.
«Сухановская дева» первоначально находилась в парке у источника, недалеко от пристани, а затем была перенесена к мавзолею. Теперь она печалится над могилами Пестелей и Волконских.

К сожалению, сейчас статуя находится в плачевном состоянии: нет пальцев (как раз там должна была находиться ручка от кувшина), разбито основание, образовались дыры.

Если вам посчастливится  прогуляться в  небольшом уютном парке  позади усадьбы Бритц (Schloß Britz) под Берлином, то сможете там   обнаружить знаменитую «Девушку с кувшином» из парка Царского Села в Пушкине.   Немцы  называют скульптуру  «Milchmädchen» – “Молодая Молочница”. Оказывается, этот район Берлина Нойкельн (Neukölln)   является партнёром города Пушкин. И копию царскосельской статуи подарили  Берлину в 1989 году.

Но это еще не все…В парке усадьбы Малая Глинике (Klein Glienicke) перед самым въездом в Потсдам у того самого знаменитого моста, который называют «мост шпионов», можно  снова увидеть царскосельскую «Девушку с кувшином».  Но, как она сюда попала?

Замок был летней резиденцией принца Фридриха Карла Прусского. Когда Прусская Принцесса Шарлотта стала Императрицей Александрой Фёдоровной, то сделала подарок родному брату Карлу. И в этом случае можно увидеть только копию, подаренную тогда же в 1989 году, т.к. первая, старинная копия, погибла во время войны.

 

«Сухановская дева»

“Milchmädchen”  Schloß Britz
“Milchmädchen” Klein Glienicke
 
“Девушка с кувшином” Царское Село (г. Пушкин)

Источник

Урну с водой уронив,

об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит,

праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода,

изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей,

вечно печальна сидит.

Александр Пушкин, 1830 г.

200 лет назад, в первых числах июня 1816 года, в Екатерининском парке Царского Села шли последние приготовления к торжественному открытию фонтана “Дева с разбитым кувшином”. Его спроектировал Августин Бетанкур – испанский инженер-механик, состоявший на русской службе в чине генерал-лейтенанта. Скульптуру девушки отлили из бронзы в литейной мастерской Академии художеств по модели, созданной еще в 1810 году Павлом Петровичем Соколовым.

Композиция фонтана была навеяна басней Лафонтена “Молочница и кувшин с молоком”. В басне девушка отправилась на рынок продавать молоко, а по дороге стала прикидывать, сколько она выручит от продажи, но тут споткнулась и разбила кувшин.

Этот незатейливый сюжет скульптор Соколов совершенно переосмыслил, отказавшись от всякого комизма, придав фигуре и лицу бронзовой девушки глубокую печаль и явное сходство с Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I. В ту пору многие знали, как скорбит императрица о своих безвременно ушедших дочерях, и Соколов искренне ей сочувствовал.

Елизавета Алексеевна отличалась утонченной красотой. Вот как описывал ее облик современник: “Трудно передать всю прелесть Императрицы: черты лица её чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза и прелестнейшие белокурые волосы. Фигура её изящна…”. Возможно, Елизавета Алексеевна присутствовала на открытии фонтана 16 июня 1816 года.

Шли годы, и грустная девушка, склонившаяся над разбитым кувшином, стала для царскоселов genio loci, гением места. Почти каждый поэт, посещавший Царское, посвящал стихи бронзовой печальнице.

Обыватели же всегда пытались понять, как устроен фонтан, почему вода в разбитом кувшине не иссякает. Постичь устройство фонтана долго не удавалось, поскольку все чертежи, относившиеся к нему, таинственным образом пропали. В 1877 году, когда струя из кувшина вдруг стала исчезать, оказалось, что никто даже приблизительно не может указать места, откуда поступает вода в фонтан. Было назначено расследование, в результате которого удалось найти систему водоснабжения, устроенную гениальным Бетанкуром: она вела к роднику.

В 1941 году “Девушку с кувшином” не успели эвакуировать, и наши отступающие солдаты закопали ее в парке. Вода же продолжала изливаться из бронзового кувшина и это стало спасением для окрестных жителей, ведь местный водопровод был разрушен во время боев. Ко дню рождения Пушкина в 1944 году “Девушку с кувшином” извлекли из укрытия и отнесли в Лицей. Победной весной любимица поэтов и всех царскоселов вернулась на свое место.

Стихи пушкина о молочнице

“Дева с разбитым кувшином” в Царском Селе вот уже два века притягивает сердца поэтов. Фото: Дмитрий Шеваров

В 1990-х годах вологодский поэт Борис Чулков собрал и выпустил антологию “Муз бессмертная сестра: стихи русских поэтов о царскосельской статуе “Девушка с разбитым кувшином”. Увы, этой книги мне найти не удалось, но вот на днях товарищ привез из Петербурга только вышедшую в свет “Царскосельскую антологию”, которая и помогла мне завершить этот выпуск “Календаря поэзии”.

Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

Календарь поэзии на сайте.

Антология

Поэтический венок для девушки с разбитым кувшином

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала

смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы

влюбленной.

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

Анна Ахматова, октябрь, 1916

Если не пил ты в детстве

студеной воды

Из разбитого девой кувшина,

Если ты не искал

золотистой звезды

Над орлами в дыму Наварина,

Ты не знаешь, как эти

прекрасны сады

С полумесяцем в чаще

жасмина…

Всеволод Рождественский,

1920-е

“Урну с водой уронив, об утес ее

дева разбила…”

Косоприцельным огнем бил

из дворца пулемет.

Мы, отступая последними,

в пушкинском парке

деву, под звяканье пуль, в землю

успели зарыть.

Время настанет – придем.

И молча под липой столетней

десять саперных лопат

в рыхлую землю вонзим…

“Чудо! не сякнет вода,

изливаясь из урны разбитой!”

Льется, смывая следы крови,

костров и копыт.

Владимир Лившиц,

1941

В фигуре девушки с кувшином

грусть о Союзе Нерушимом.

Владимир Уфлянд,

1994

Источник

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой…

Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов,
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.

***

Другой пускай поет героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,
И, чуждый призраку блистательному славы,
Вам, Царского Села прекрасные дубравы,
Отныне посвятил безвестный музы друг
И песни мирные и сладостный досуг.

Анализ стихотворения «Царское село» Пушкина

Стихотворение написано в 1819 году, когда молодой Пушкин еще учился в Царскосельском лицее. В нем поэт рассказывает о годах, проведенных им в Царском селе, а также выражает свой авторский взгляд на мир и самого себя.

Основной темой стихотворения являются лирические воспоминания Александра Сергеевича о его жизни в Царском селе и учебе в лицее.

Произведение можно условно поделить на две составляющие. Первая описывает памятные моменты из жизни молодого поэта. Показывает всю теплоту, которую оставило в сердце место, где прошла его юность, случилась первая настоящая влюбленность, где он гулял и любовался красотой природы. Вспоминает о прошедших днях тихой и беззаботной жизни, когда он веселился, писал стихи, бродил по просторам села и наслаждался покоем. Строчки окутаны светлой грустью по событиям, которые уже не повторятся, но навсегда сохранятся в душе. И именно память в стихотворении наделяется особой силой, которая может помочь вернуться в ушедшее, счастливое время.

Во второй части Пушкин характеризует себя как поэта, определяет для себя цели своего таланта к стихам. Говорит о том, что ему близка тема мира: тишины и покоя. Воспевать войну – для поэта чуждо, ведь он не стремится к «призрачной» славе, оставляя этот путь кому-либо еще.

«Другой пускай поет героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,
И, чуждый призраку блистательному славы…»

Поэт называет себя «безвестным другом музы» и подчеркивает, что хочет посвящать себя и свое творчество только «мирным песням».

Примененный в стихотворении ямб со смежной рифмовкой позволяет с легкостью воспринимать его текст и современному читателю.

Многочисленные эпитеты показывают особую любовь Александра Сергеевича к Царскому селу и его красивейшим пейзажам: «волшебные места, липовые сени, тихий скат, ковры густых лугов, тихое озеро». А также теплоту воспоминаний о своей жизни: «сладостный досуг, первая юность, свободная лень».

Глубину и яркость повествования подчеркивают использованные метафоры: «певец дубрав, поет героев и войну, давно знакомый гений, безвестный музы друг».

В юности Пушкин часто обращается в своих произведениях к жанру элегия. В «Царском селе» он также применяет его. Стихотворение пропитано грустными, но светлыми чувствами, трепетными лирическими воспоминаниями о близком сердцу месте и самом себе, живущем тогда еще беззаботной и спокойной жизнью.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Из письма к Вигелю
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин — Бывало в сладком ослепленье

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Царское село на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Светило, наше все и самый гениальный поэт России. Пожалуй, по одному произведению или стиху поэта назовет каждый житель нашей страны. В школе Александру Сергеевичу уделяют очень большой объем времени из программы, и стоит сказать – это заслуженно. Почти все будущие поэты серебряного века отдавали дань Пушкину в своих произведениях или же личных мнениях. сегодня мы с вами посмотрим на мой личный топ 5 лучших стихов Александра Сергеевича Пушкина, которые стоит прочесть каждому.

5. “Пророк”. Стихотворение с сильным и на первый взгляд незаметным подтекстом. Датой его написания является 1826 год. Это год знаменателен для на шей страны тем, что именно тогда многих декабристов сослали в Сибирь, а некоторых и расстреляли. Данный приговор суда произвел на Пушкина невероятное потрясение, которое и послужило поводом написать данное стихотворение, адресованное получившим свой приговор декабристам. Многие считают, что Пушкин в данном стихе пытается возвышать себя, ругают за излишнее самомнение. Но если копнуть чтуь глубже, мы увидим совсем другой результат.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

4. “Деревня”. Писать поэт начал его еще в 1819 году, но первая публикация датируется 1826 годом. Этот стих Александр Сергеевич посвящает своим самым юным годам. Когда он в малые годы жил и наблюдал за окружающим миром. Видел чудные пейзажи любимой России, видел сильных, трудящихся, но закованных рабством людей. Весь этот контраст и эмоции отразились в данном стихе.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря

3. “Я помню чудное мгновенье”. Александр Сергеевич был очень влюбчивый человек. Однажды он составил список для Ушаковой, где по меньшей мере было 100 девушек. Человек с той же великой и страстной душой не может не посвящать стихи дамам. И данный стих Пушкин посвятил А.П. Керн, в которую был долгое время влюблен. Стих Александр Сергеевич писал, будучи в ссылке, переживая печаль и уныние. Именно в этот сложный период он встречает Керн во второй раз и пишет стих от этой неожиданной, но вновь вздохнувшей в поэта жизнь встречи.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

2. Во глубине сибирских руд”. Стих, написанный и отправленный Пущину в ссылку. В нем Александр Сергеевич уже четко осознавал всю тяжесть и вину, точно знал их участь, но близкие по духу идеалы не дали молодому поэту просто оставить их в одиночестве. Пытаясь этим стихом облегчить их тяжкую участь, Пушкин создает незримую связь, помогает узникам жить и надеяться, вселяет силы и веру, пронося дружбу и безмерную любовь к человеку через всю историю своей жизни.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

1. “Няне”. Однозначно, на мой взгляд, самое чувственное из всех стихов Александра Сергеевича. В нем он выражает настолько нежную, детскую, наивную и беззлобному любовь. Образ Няни не только ассоциируется у Александра Сергеевича с самыми теплыми годами. но так же и с любящими руками, добрыми глазами Арины Родионовны. Именно ее можно поблагодарить за такую личность как Пушкин, которая знакомила его с фольклором, читала сказки, ощутить силу родного языка. В самые сложные времена образ Няни, которая все так же сидит у окна и всегда будет ждать Александра в родные просторы дома помогал пережить любую грусть и печаль. Именно за этот образ, воспоминание, которые никогда не погаснут, я отдаю данному творению первое место.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

На этом я завершаю данную подборку. Большое спасибо всем тем, кто оставляет комментарии, ставит лайки, да и просто читает статьи!

Пишите любые замечания или пожелания, я читаю абсолютно все комментарии и прислушиваясь к каждому читателю. Оставляйте свои любимые стихи Александра Сергеевича или другие понравившиеся вам стихи, пишите, с каким поэтом вы хотите увидеть топ или про какие книги вы хотели бы услышать отзывы. А пока я прощаюсь с вами и желаю всего хорошего и крепкого здоровья. Еще увидимся в следующих статьях.

Источник