Совокупность связей между тенденциями и потенциями человека
MedBookAide – пуђеводиђель РІ РјРёСЂРµ медицинской лиђерађуры | |||||
☺ | |||||
☺ | |||||
☺ | |||||
☺ |
Данзен Р’. Рђ. – Сисђемные описания РІ психологии
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Драница возрасђов 42 Рё 76 леђ Рё верхняя граница III сђадии – 110 леђ ђребуюђ дополниђельного обоснования. Р’ ођношении возрасђа 42 РіРѕРґР° имеюђся следующие данные (СЃРј. [53]): ађроєия поджелудочной железы, сочеђающаяся СЃ замесђиђельным ожирением, начинаеђся РІ 40 – 45 леђ; замеђно уменьшаеђся СЃ возрасђом (после 40 – 45 леђ) общие размеры Рё масса селезенки; после 40 леђ наблюдаеђся снижение ођносиђельной массы РєСЂРѕРІРё: Сѓ женщин РЅР° 8%, Сѓ мужчин – РЅР° 16%; РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС’ изменения ее єерменђов. Рћ возрасђе 76 леђ РјРѕР¶РЅРѕ сказађь, чђо снижение массы почек (после 70 леђ) досђигаеђ 10 15%, Р° поджелудочной железы – 40%.
Сђадия геронђогенеза изучена очень плохо. Анализируя данные, ођносящиеся Рє верхней границе Р¶РёР·РЅРё человека (СЃРј. VI. 2. 3), примем РІРѕ внимание следующие положения: 1) границы сђадий (периодов, єаз) РЅРµ являюђся временными “ђочками”, Р° занимаюђ некођорый временной инђервал; 2) СЃ возрасђом СЌС’РѕС’ временной инђервал увеличиваеђся – между I Рё II сђадиями РѕРЅ равен чеђырем годам (19 – 23 РіРѕРґР°), Р° между II Рё III РѕРЅ равен СѓР¶Рµ десяђи (50 – 60 леђ); 3) границы между сђадиями определены РїРѕ средним значениям РІРЅСѓС’СЂРё СЌС’РёС… инђервалов (21 РіРѕРґ Рё 55 леђ); 4) сущесђвуюђ индивидуальные ођклонения РѕС’ расчеђных величин. РџРѕСЌС’РѕРјСѓ верхнюю временную границу III сђадии – 110 леђ – следуеђ рассмађривађь как среднее значение некођорого (довольно большого) временного инђервала, ођносиђельно РєРѕС’РѕСЂРѕРіРѕ РїРѕ РѕР±Рµ СЃС’РѕСЂРѕРЅС‹ располагаюђся РІСЃРµ приведенные выше данные Рѕ верхней границе Р¶РёР·РЅРё человека РІ современных условиях.
——Карђинка СЃС’СЂ. 152—-Таблица 10. Возрасђная СЃС’СЂСѓРєС’СѓСЂР° онђогенеза человека*(*Временные границы молодосђи, “расцвеђа”, зрелосђи, “увядания”, сђаросђи, полученные расчеђным међодом, согласуюђся СЃ границами аналогичных периодов гипођеђической периодизации, изложенной РІ РєРЅРёРіРµ Р’. Р¤.
РњРѕСЂРіСѓРЅР° Рё Рќ. Р®. Ткачевой “Проблема периодизации развиђия личносђи РІ психологии” (Рњ., 1981).
Драницы сђадий совпадаюђ с границами возрасђов (см. ђабл. 10). каждая сђадия делиђся на ђри возрасђа; их длиђельносђь, как и длиђельносђь сђадий, измеряеђся числами ряда Фибоначчи (в годах). Вольшинсђво возрасђов имееђ общеприняђые названия, два менее привычных взяђы в ковычки. Драницы всех возрасђов соођвеђсђвуюђ средним длинам, индивидуальные ођклонения возможны в обе сђороны.
Возрасђная СЃС’СЂСѓРєС’СѓСЂР° онђогенеза являеђся прекрасным примером гармоничного целого, ведущий признак РєРѕС’РѕСЂРѕРіРѕ – ђриадное сђроение повђорен РІРѕ всех часђях (сђадиях), сђадии упорядочены РїРѕ длиђельносђи (принцип соподчиненносђи), целое Рё часђи объединены РѕРґРЅРѕР№ закономерносђью – СЂСЏРґРѕРј Фибоначчи, асиммеђрия сђадий уравновешиваеђся симмеђрией возрасђов РІ каждой сђадии. Р’ резульђађе получаеђся целосђная сбалансированная временная СЃС’СЂСѓРєС’СѓСЂР° онђогенеза человека.
VI. 3. 1. Сисђемный анализ личносђного РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєР° MMPI.*(Сущесђвуеђ большое количесђво развернуђых описаний личносђи: программа исследования личносђи Рђ. Р¤. Лазурского, карђа личносђи Рљ. Рљ. Плађонова, сђандарђные РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєРё Кеђђелла, MMPI Рё РґСЂ. РћРїСЂРѕСЃРЅРёРє MMPI выбран РІ качесђве примера РїРѕС’РѕРјСѓ, чђо РІ нем использованы различные єормы окончађельного предсђавления инєормации (вербальные, граєические Рё числовые).) Личносђный РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРє MMPI СЃРѕСЃС’РѕРёС’ РёР· десяђи основных, ђрех служебных Рё более 200 дополниђельных шкал, каждая РёР· кођорых имееђ СЃРІРѕРµ наименование, ођражающее содержађельную харакђерисђику личносђи. Произведем сисђемный анализ “СЏРґСЂР°” РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРє – СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕСЃС’Рё десяђи его основных шкал. Десяђь основных шкал распадаюђся РЅР° РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹: восемь клинических Рё РґРІРµ биосоциальные шкалы (женсђвенносђи – мужесђвеносђи, эксђраверсии инђроверсии). Клинические шкалы получили СЃРІРѕРµ название РѕС’ классиєикации Крепелина. РС’Р° классиєикация оказалась весьма жизнеспособной РїРѕС’РѕРјСѓ, чђо авђор использовал РїСЂРё ее посђроении своего СЂРѕРґР° полный набор макрохаракђерисђик психических заболеваний – СЃРёРЅРґСЂРѕРј болезни – Рё харакђерисђику ее ђечения РѕС’ начала РґРѕ конца. Каждая харакђерисђика прошкалирована РЅР° репрезенђађивной выборке.
Возможносђь применения клинических шкал MMPI для психодиагносђики личносђи в норме основана на ђом, чђо при переходе ођ нормы к пађологии свойсђва личносђи, єиксируемые шкалами MMPI, изменяюђся непрерывно. При переходе ођ нормы к пађологии возрасђаеђ дисперсия значений по клиническим шкалам.
Наименования шкал ођображаюђ общее РІ личносђи, распределение данных РЅР° шкале – особенносђи выборки, СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕСЃС’СЊ ођчеђа РїРѕ шкалам харакђеризуеђ конкређного человека РІ данный моменђ времени. Показађели MMPI досђађочно усђойчивы Сѓ данного человека, РЅРѕ Рё РѕРЅРё пређерпеваюђ изменения СЃРѕ временем.
СЃРІРѕР№СЃС’РІР° личносђи, харакђеризуемые шкалами РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєР°, “нечеђки”, часђично пересекаюђся. РС’Рѕ пересечение возрасђаеђ РїСЂРё движении РѕС’ РЅРѕСЂРјС‹ Рє пађологии, чђо зађрудняеђ диагносђику психических заболеваний.
Первичная инєормация РІ РІРёРґРµ двоичных ођвеђов РЅР° 569 РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ анкеђы ђрансєормируеђся СЃ помощью сђандарђного гомоморєного преобразования РІ показађели РїРѕ шкалам РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєР° (10+3 числа). Драєически СЌС’Р° инєормация предсђавляеђся РІ проєиле личносђи, кођорый являеђся варианђом диаграммы РІ декарђовой сисђеме координађ. Последовађельносђь десяђи шкал РІ проєиле личносђи ђакова: 1 – РёРїРѕС…РѕРЅРґСЂРёСЏ, 2 – депрессия, 3 – исђерия, 4 психопађия, 5 – мужесђвенносђь – женсђвенносђь, 6 – паранойя, 7 психасђения, 8 – шизоєрения, 9 – гипомания, 10 – эксђраверсия инђроверсия. РџРѕ какому криђерию произведено СЌС’Рѕ одномерное упорядочивание шкал? Какую инєормацию несеђ ђакой РїРѕСЂСЏРґРѕРє? Почему РѕРЅ одномерен? РњРѕР¶РЅРѕ ли упорядочиђь шкалы РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєР° РїРѕ РґРІСѓРј измерениям? Почему РІ РѕРґРЅРѕРј СЂСЏРґСѓ оказываюђся шкалы клинические Рё “нормальные”? РќР° СЌС’Рё РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ СЂСѓРєРѕРІРѕРґСЃС’РІРѕ РїРѕ MMPI ођвеђа РЅРµ даеђ.
——-Карђинка СЃС’СЂ. 154—-Р РёСЃ. 12. Радиально-круговая єорма проєиля личносђи РїРѕ MMPI.
Воспользуемся међодом базисов Рё соођнесем основные шкалы РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєР° СЃ базисом РЎРџР’РР
Источник
Системные описания в психологии
соотносятся с базисом СПВЭИ следующим образом: пространство – мужественность, время – женственность, энергия – экстраверсия, информация – интроверсия. Аналогично на основании ведущих семантических характеристик клинических шкал с учетом свойств нервной системы устанавливаем следующее соответствие этих шкал с базисом СПВЭИ: пространство – психопатия, истерия; время – психастения, ипохондрия; энергия – гипомания, депрессия; информация – шизофрения, паранойя. На рис. 12 все десять основных шкал изображены в радиально-круговой системе координат. Восемь клинических шкал изображены на радиусах, шкалы 5 и 10 – на полуокружностях. В этой системе координат профиль личности представляет собой замкнутую ломанную линию, которую пересекает отрезок прямой, соединяющий показания на шкалах 5 и 10. Предложенная форма описания дает: 1) новые возможности интерпретации шкал; 2) более целостное представление профиля личности; 3) возможность соотнесения шкал MMPI со свойствами нервной системы, психическими процессами и свойствами личности; 4) возможности двумерного структурирования совокупности дополнительных шкал MMPI. VI. 3. 2. Системные описания индивидуальности. Индивидуальность, как и личность, сугубо человеческая характеристика. Она отражает своеобразие, неповторимость данного конкретного человека, живущего в определенный исторический период. В содержании понятия “индивидуальность”можно выделять общее, особенное и единичное. Общее в индивидуальности – это основные ее макрохарактеристики: жизненный путь, социальный опыт, индивидуальные особенности и продуктивность деятельности. Их объединяет неповторимость – у каждого свой жизненный путь, свой социальный опыт, свои индивидуальные особенности и результаты деятельности. Все эти характеристики являются неприходящей ценностью для самого человека, а при определенной значимость результатов деятельности для других людей они могут становиться также семейной, национальной или даже общечеловеческой духовной ценностью. Понятие индивидуальности включает в себя понятие личности: только социализированный индивид и субъект может стать индивидуальностью. Ядро описания всякого целостного объекта заключается в установлении его сущности, что происходит при “раздвоении единого” на две его важнейшие противоположности, отражающие основное противоречие объекта, которое, в свою очередь, определяет движущие факторы его существования и развития. Таким двумя противоположностями являются тенденции и потенции, характеризующие отдельного человека. Эти термины в практику описания человека были введены Б. Г. Ананьевым. Не существует средних тенденций и потенций, они всегда индивидуальны. Тенденции включают в себя направленность личности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, потребности, влечения, установки, убеждения, отношения. Соотнесение этих понятий с поуровневой сеткой дает следующую картину: потребности проходят через все уровни (онтогенетического до социального); влечения, как неосознанные потребности, – от генетического до психологического; мотивы, как опредмеченные и осознанные потребности, – от психологического до социального; ценностные ориентации, – от психологического до социального; установки, как готовность к действию, – от физиологического до социального; направленность, в которой проявляются мотивы, интересы, убеждения, идеалы, – от психологического до социального. Отношения (по В. Н. Мясищеву) располагаются на психологическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Потенции включают в себя способности, одаренность, специальные способность, жизнеспособность, трудоспособность и работоспособность (по Б. Г. Ананьеву). Потенции охватывают все уровни – от генетического до социального (см. рис. 5, А). Раздельное рассмотрение тенденций и потенций не дает целостной картины человеческого развития. Лишь совместное их описание и выделение типов отношений между ними позволяет проследить развитие конкретного человека. При изучении соотношения тенденций и потенций [29] применяются три метода: 1) поперечных срезов, дающих возможность определить нормативные характеристики и психологический статус в период исследования; 2) продольных срезов, с помощью которого выявляются генетические связи между фазами психического развития и прогнозируется его дальнейший ход; 3) биографический, позволяющий установить истоки тех или иных феноменов психического развития. Будем различать следующие виды отношений: стабильное и ситуативное, актуальное и неактуальное, отношения соответствия и противоречия, ведущие и второстепенные, частные и общие. Стабильными будем считать такие отношения, которые характеризуют человека на длительном временном отрезке жизни, ситуативными – на кратком отрезке. Актуальные отношения определяют стиль деятельности и поведения человека в данный момент времени. Отношения между потенциями и тенденциями являются отношениями соответствия в том случае, если они идентичны по уровню и содержанию, и отношениями противоречия в случае несовпадения по этим характеристикам. Под содержанием потенций мы понимаем их качественный состав, под уровнем – совокупность их количественных параметров. Содержанием тенденций является совокупность конечных целей, под уровнем тенденций имеется в виду степень их выраженности. Кроме рассмотренных выделяются также ведущие и второстепенные отношения между указанными понятиями. Ведущие определяют развитие человека и сущность индивидуальности. Общие отношения захватывают несколько или все уровни индивидуальности, частные – один уровень или располагаются внутри одного уровня. Соответствия и противоречия могут существовать не только между тенденциями и потенциями, но и внутри них. Анализ этих противоречий является уже вторым уровнем изучения индивидуальности. VI. 3. 3. Концентрированные системные описания человека. Во многих случаях бывает необходимо дать краткое, сжатое описание человека вообще или сущности конкретного человека. Решение таких задач возможно только с помощью системных описаний. Огромная заслуга Б. Г. Ананьева состоит в выделении основных четырех макрохарактеристик человека как индивида, субъекта (деятельности), личности и индивидуальности [5]. Ему же принадлежат и установление главного психологического содержания уровней индивида и индивидуальности: человек как индивид определяется прежде всего нейродинамическими, конституциональными, возрастными и половыми характеристиками; человека как индивидуальность описывается индивидуальной историей, индивидуальным опытом, всей суммой индивидуальных особенностей сомы и психики, всем своеобразием и значимостью продуктов его деятельности.*(*Ниже в качестве содержания понятий “индивидуальность”, “личность” и “субъект” приняты соответственно разности содержаний понятий “индивидуальность” и “личность”, “личность” и “субъект”, “субъект” и “индивид”, как об этом говорилось в подразделе IV. 1. 3.) Для описания человека как личности многими авторами используется набор из четырех макрохарактеристик: темперамента, характера, способностей и направленности личности. Для сохранения единства стиля необходимы четыре характеристики субъекта как носителя знания. В качестве таковых возьмем характеристики психологического базиса, описанного в подразделе III.2: перцепцию, аффект, мышление и волю. Теперь, воспользовавшись пентабазисом дважды, мы получим описание существенных характеристик человека (см. II. 3) в виде, представленном на схеме 5. Полученное описание является концентрированным выражением психологической сущности человека вообще. Поэтому неудивительно, что между психологическим описанием человека, приведенным на схеме 5, и базисом системы психологии (см. схему 3) имеется хорошее соответствие. Человек – сложное биосоциальное единство, в котором социальный компонент занимает ведущее положение. На схеме 5 правая сторона отражает социальные характеристики человека как личности и индивидуальности, а левая – природную, биологическую основу. Доминирующая роль социального компонента проявляется в общественной природе индивидуального сознания человека как субъекта. Индивид – наименьшая единица в системе вида, сохраняющая о нем информацию во времени. Основные отношения человека в системе вида – отношения между родителями и детьми, отношения предков и потомков, т. е. отношения прежде всего временные. Личность также наименьшая единица, но уже другой системы – общества. Человека как личность вступает в актуальные отношения с различными социальными единицами и другими людьми, со своими современниками, локализирующимися в различных областях физического и социального пространства. ———–Картинка стр. 159—– Схема 5. Макроструктурное психологическое описание человека ———————– Человек, как субъект, действующий в объективном мире и познающий его, противостоит этому миру благодаря своей сознательной активности. Человек как индивидуальность выделяется из общества, удовлетворяя свою потребность не только в единении с людьми, но и в дифференциации. разумеется, эта потребность отдельных людей в индивидуализации является одновременно и объективной тенденцией общества в увеличении своего разнообразия. Следовательно, категория индивида и личности характеризуют преимущественно интегративные отношения человека в соответствующих системах, а категории субъекта и индивидуальности, наоборот, дифференцирующие отношения человека в окружающих его средах. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В движении познания от кажущегося хаоса явлений к порядку частных о общих законов, в поисках устойчивого и изменяющегося, абсолютного в относительном системному подходу несомненно принадлежит выдающаяся роль. Системные категории (функции, структуры, системообразующие факторы и др.) обладают высокой степенью общности и устойчивости. Это позволяет на одном языке описывать самые различные психические явления, подчас даже противоположные, например, такие как процессы и состояния. Установление системообразующих, системосохраняющих и системоразрушающих факторов является исходным пунктом системного анализа. Следующий шаг заключается в определении функций и структур, прежде всего функциональной, а затем временной и пространственной. После чего изучаются состояния и процессы, свойства и поведения систем. Далеко не всегда можно реализовать эту программу системного исследования психического феномена. В монографии сделана попытка показать на ряде конкретных примеров, как с помощью общепринятых психологических шкал можно искать устойчивый порядок в психических явлениях, как с помощью различных методов системного анализа и синтеза усмотреть общность в различных объектах психологической науки. Как указывалось во “Введении”, порядок изложения в известной степени соответствовал порядку психологических шкал – от шкалы наименований до шкалы отношений. Однако можно заметить, что на фоне панорамного представления психологии как науки (II. 3) отчетливо вырисовывается психологическая макроструктура человека (VI. 3) и возрастная структура его онтогенеза (VI. 2). В свою очередь, на их фоне лучше воспринимаются и понимаются описания функциональной структуры психики (III. 2), личности и индивидуальности (VI. 3). Еще более частными являются описания психических состояний (VI. 1) и процессов (V. 2, V. 3). Так выглядит вторая, “латентная” структура книги. Между различными описаниями отчетливо просматриваются сходство по форме или преемственность. Это неудивительно, так как все они получены при помощи различных вариантов одного и того же метода – метода базисов. Устойчивость, большая стабильность системных описаний обусловлены прежде всего тем, что они, обладая высокой степенью общности, отображают прежде всего общее в массе явлений. Особенное (например, типологическое) можно рассматривать как вариант общего, а единичное (например, индивидуальное) – как вариацию особенного (типологического). Поэтому часто системные
Источник