Потенция перевод с латинского

Потенция перевод с латинского thumbnail

4
POTENTIA

power, potency, potentiality – сила, могущество, потенциальность, возможность, способность; прежде всего означает принцип действия; во-вторых, превращение: то что воспринимает действие также наделяется силой. По Аристотелю (Met. IX c. 1, 1046a10-19) различными видами потенциальности являются: “некоторые начала и называются способностями по их отношению к одной первой способности, которая есть начало изменения вещи, находящееся в другом или в ней самой, поскольку она другое. А именно: это, во-первых, способность претерпевать как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого ею изменения, вызываемого другим или ею самой, поскольку она другое; это, во-вторых, обладание невосприимчивостью к худшему и к тому, чтобы быть уничтоженным чем-то другим или самой вещью, поскольку она другое, через начало, вызывающее изменение. Во всех этих определениях содержится мысль о первой способности. Далее, эти способности означают способности либо вообще делать или претерпевать, либо делать или претерпевать надлежащим образом, так что в мысли о них так или иначе содержатся мысли о способностях, указанных раньше”. Потенция просто обозначает несуществование вещи и ее безразличие к бытию или небытию, ее сила и способность указывают, что то, что уже имеет бытие – имеет через него и направленность к действию. Следовательно, потенциальность так или иначе есть, но ее силе не хватает бытия, как второй актуальности, которая означает действие, потому что она может быть и может быть мыслима без действия, принципом которого она сама является; она есть благодаря первой актуальности, которая означает бытие (поскольку она не может быть мыслима как несуществующая), она является принципом самой силы. Как считает Бонавентура, все это, однако, свойственно силам и потенциям души, таким как память, мышление, воля. Более того, сила или потенция отличается от habitus( состояние), потенция не включает состояния, подобно потенциальности, хотя основывается на естественных принципах. Сила производит действие (подобно тому как интеллект мышление), характерные свойства производят более конкретные действия (подобно тому как логика более правильно направляет мышление). По Бонавентуре (In lib. I Sent., d., q. 2, a. 2, q. 1 ad arg.): “Состояние – это то, чем сила есть в действительности”. По Аристотелю потенциальность бывает двух видов (Met. II, c. 5, 417a21-417b2): “Нужно также более подробно определить способность или возможность (dynamis) и действительность (entelecheia). Пока мы о них говорили в общих чертах. Мы говорим о чем-то знающем, во-первых, в том смысле, в каком мы говорим о знающем человеке, что он принадлежит к знающим и обладающим знаниями, во-вторых, в том смысле, в каком мы называем знающим того, кто владеет грамматикой. Каждый из них обладает возможностью не в одинаковом смысле, а один обладает ею потому, что принадлежит к такому-то роду, т.е. к чему-то материальному (hyle), а другой потому, что он может что-то исследовать, когда хочет, если только не будет внешнего препятствия. А тот, кто уже исследует, есть знающий в действительности, он в полном смысле слова знает, [например], вот это А. Итак, оба первых суть знающие в возможности, но один из них – поскольку изменяется благодаря обучению и часто переходит от одного состояния к противоположному, другой же – иным способом, а именно от обладания знанием арифметики и грамматики и неосуществленности этого знания – к его осуществлению (to energein)”.

Латинские философские термины > POTENTIA

Источник

1
POTENTIA

power, potency, potentiality – сила, могущество, потенциальность, возможность, способность; прежде всего означает принцип действия; во-вторых, превращение: то что воспринимает действие также наделяется силой. По Аристотелю (Met. IX c. 1, 1046a10-19) различными видами потенциальности являются: “некоторые начала и называются способностями по их отношению к одной первой способности, которая есть начало изменения вещи, находящееся в другом или в ней самой, поскольку она другое. А именно: это, во-первых, способность претерпевать как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого ею изменения, вызываемого другим или ею самой, поскольку она другое; это, во-вторых, обладание невосприимчивостью к худшему и к тому, чтобы быть уничтоженным чем-то другим или самой вещью, поскольку она другое, через начало, вызывающее изменение. Во всех этих определениях содержится мысль о первой способности. Далее, эти способности означают способности либо вообще делать или претерпевать, либо делать или претерпевать надлежащим образом, так что в мысли о них так или иначе содержатся мысли о способностях, указанных раньше”. Потенция просто обозначает несуществование вещи и ее безразличие к бытию или небытию, ее сила и способность указывают, что то, что уже имеет бытие – имеет через него и направленность к действию. Следовательно, потенциальность так или иначе есть, но ее силе не хватает бытия, как второй актуальности, которая означает действие, потому что она может быть и может быть мыслима без действия, принципом которого она сама является; она есть благодаря первой актуальности, которая означает бытие (поскольку она не может быть мыслима как несуществующая), она является принципом самой силы. Как считает Бонавентура, все это, однако, свойственно силам и потенциям души, таким как память, мышление, воля. Более того, сила или потенция отличается от habitus( состояние), потенция не включает состояния, подобно потенциальности, хотя основывается на естественных принципах. Сила производит действие (подобно тому как интеллект мышление), характерные свойства производят более конкретные действия (подобно тому как логика более правильно направляет мышление). По Бонавентуре (In lib. I Sent., d., q. 2, a. 2, q. 1 ad arg.): “Состояние – это то, чем сила есть в действительности”. По Аристотелю потенциальность бывает двух видов (Met. II, c. 5, 417a21-417b2): “Нужно также более подробно определить способность или возможность (dynamis) и действительность (entelecheia). Пока мы о них говорили в общих чертах. Мы говорим о чем-то знающем, во-первых, в том смысле, в каком мы говорим о знающем человеке, что он принадлежит к знающим и обладающим знаниями, во-вторых, в том смысле, в каком мы называем знающим того, кто владеет грамматикой. Каждый из них обладает возможностью не в одинаковом смысле, а один обладает ею потому, что принадлежит к такому-то роду, т.е. к чему-то материальному (hyle), а другой потому, что он может что-то исследовать, когда хочет, если только не будет внешнего препятствия. А тот, кто уже исследует, есть знающий в действительности, он в полном смысле слова знает, [например], вот это А. Итак, оба первых суть знающие в возможности, но один из них – поскольку изменяется благодаря обучению и часто переходит от одного состояния к противоположному, другой же – иным способом, а именно от обладания знанием арифметики и грамматики и неосуществленности этого знания – к его осуществлению (to energein)”.

Латинские философские термины > POTENTIA

3
INTELLECTUS (INTELLECT, UNDERSTANDING, MEANING, CONCEPTION, IDEA)

интеллект, понятие, значение, понимание; познавательная способность, которая направлена на понимание сущего. Августин разводит идеи понятия и понимания. Последнее для него существует в душе, первое тождественно значению. «Обо всем, постижимом для нас, мы спрашиваем не у того, кто говорит, тем самым произнося звуки внешним образом, а у самой внутренне присущей нашему уму истины, побуждаемые к тому, пожалуй, словами. Тот же, у кого мы спрашиваем и кто нас учит, есть обитающий во внутреннем человеке Христос» (Августин. Об учителе // Творения. Т. 1. С. 304-305). «Когда речь идет об умопостигаемых предметах, созерцаемых рассудком и разумом, то, хотя мы говорим о том, что созерцаем их как присущих во внутреннем свете истины, – свете, коим просвещается и услаждается так называемый внутренний человек,  однако и в этом случае слушающий нас, если он и сам видит эти предметы сокровенным, внутренним оком, познает, о чем я говорю, посредством собственного созерцания, а не посредством моих слов. Таким образом, и его, созерцающего истину, я не учу, когда говорю истину; ибо он учится не от моих слов, а самими вещами, ясными для него по внутреннему откровению Божию» (там же. С. 306). Петр Абеляр отличает образ и концепт вещи от понятия вещи (см. CONCEPTUS, FICTUS), полагая, что концепт имеет дело с пониманием смысла, а понятие со значением. По Альберту Великому, интеллект присутствует в человеке трояко. Во-первых, как природа, придающая бытие; такой интеллект индивидуален. Во-вторых, как сила, благодаря которой совершается мышление, и в этом смысле интеллект является универсальной силой. В-третьих, как форма, обретенная в результате многих познавательных усилий. Интеллект есть потенция всего интеллигибельного. См. FIDES, INTELLEGERE, SCIENTIA.

Латинский словарь средневековых философских терминов > INTELLECTUS (INTELLECT, UNDERSTANDING, MEANING, CONCEPTION, IDEA)

4
POTENTIA (POWER, POTENCY, POTENTIALITY)

сила, могущество, потенциальность, возможность, способность; означает принцип действия; преобразование: то, что воспринимает действие, также наделяется силой. Потенция обозначает несуществование вещи и ее безразличие к бытию или небытию, но ее сила и способность свидетельствуют, что то, что уже имеет бытие, имеет и направленность к действию. Следовательно, потенциальность так или иначе есть, но ее силе не хватает бытия. По Боэцию, «любая вещь может не быть тем, что она есть, точнее, в одном отношении быть, а в другом – не быть; так, например, когда Сократ стоит, он и сидит и не сидит: он сидит в возможности, а не сидит – в действительности… Точно так же род и обладает отличиями, [которые есть в виде], и не обладает: не обладает в действительности, обладает – в возможности» (Боэций. Комментарий к Порфирию // Боэций. Утешение философией. С. 92). По Бонавентуре, «Состояние – это то, чем сила является в действительности» (Bonaventura. In lib. I Sent., d., q. 2, a. 2, q. 1 ad arg.).

Латинский словарь средневековых философских терминов > POTENTIA (POWER, POTENCY, POTENTIALITY)

Источник

Bini itaque illi conceptus in se potestatem eversivam continent alicuius ingentis explosivae potentiae.

Следовательно, оба понятия несут в себе революционный потенциал огромной взрывной силы.

vatican.va

Attamen “homo hodiernus haud est paratus ad potentiam prudenter utendam”,[84] quoniam immensum technologiae incrementum non comitabatur humanae personae progressio, quod ad responsalitatem, bona et conscientiam attinet.

Дело в том, что «современному человеку не прививают того, как правильно пользоваться властью»[85], поскольку огромный технологический рост не сопровождался развитием человека в плане ответственности, ценностей и сознательности.

vatican.va

Quadraginta annos cancellarius eius potentissimus et ditissimus fuit Nicolaus Rolin.

Через несколько сезонов Альберт раскрыл свой потенциал и много вложил в успех «Челси».

WikiMatrix

Memoria subsidiarietatis principium repetimus, quod libertatem tribuit ad praesentes facultates omnibus in ordinibus explicandas, sed eodem tempore a potentioribus erga bonum commune responsalitatis plus postulat.

Вспомним принцип субсидиарности, который дает свободу для развития возможностей, присутствующих на всех уровнях, но в то же время призывает к большей ответственности за общее благо со стороны тех, кто обладает большей властью.

vatican.va

Brasilienses vires armatae potentissimae in America Latina sunt.

И такой же потенциал чувствовался в Латинской Америке.

WikiMatrix

Deposuit potentes de sede et exaltavit humiles.

Он низвергает властителей с престола и возвышает смиренных.

Tatoeba-2020.08

Quid sit esse Essentiae, quid esse Existentiae, quid esse Ideae, quid esse Potentiae.

Важно другое — насколько эта предрасположенность выражена, каков риск её реализации.

WikiMatrix

Potentia tecum sit.

Да пребудет с тобой сила.

Tatoeba-2020.08

Potens diurnarius fuit, et notabilissimus artis judex.

You Can’t Hurry Love в исполнении Dixie Chicks.

WikiMatrix

Calamus potentior est quam gladius.

Tatoeba-2020.08

Contra multam sollertiam ei manui, manus continuaverat 40 annos et retinent potentem inter gentes sequentem.

Он очень живой человек и сохранил, несмотря на свои сорок лет, способность живо реагировать на самые различные явления.

WikiMatrix

Potentia tecum.

Да пребудет с тобой сила.

Tatoeba-2020.08

Hoc modo potentia revolutionalis cohibetur, ideoque cursus in meliorem mundum intermittitur.

Таким образом, якобы, тормозится революционный потенциал и блокируется переворот к лучшему миру.

vatican.va

Et Plagueis tam potens erat, factus ut timeret ille tantummodo potentiam amittere, quod scilicet tandem fecit…

Полагаю, что ко времени разговора он уже был в стельку, вполне возможно, чтобы набраться смелости сказать нам, что уходит.

WikiMatrix

Dioecesis Potentina in Piceno fuit dioecesis cuius sedes Potentia in Piceno erat.

Теперь все зависело от того, кто быстрее подтянет свои силы к полю боя.

WikiMatrix

Potentia Iedi fluit ex Numinem.”

Власия, по сходству прежнего имени».

WikiMatrix

Primae censurae sunt bonae, et multi censores seriem, quamquam suo potente fabricatam, ut mire bonam laudaverunt.

Данные им проклятия разрушили жизнь многим людям, поэтому, куда бы он ни приходил, его принимали с великим почтением.

WikiMatrix

Te laudamus, Pater, cum omnibus tuis creaturis, quae de tua potenti manu ortae sunt.

Славим Тебя, Отче, вместе со всеми Твоими созданиями, происшедшими из Твоей могущественной руки.

vatican.va

Creandi certe notio etiam alibi reperitur, sed hic tantummodo prorsus patet non quemlibet deum, at unum verum Deum, ipsum omnium rerum esse factorem; quae ex eius creandi Verbi potentia oriuntur.

Конечно, идея сотворения существует во многих культурах, но лишь здесь становится абсолютно ясно, что не какой-то бог, а единственный истинный Бог, Он Сам является творцом всей реальности; она рождена силой Его сотворяющего Слова.

vatican.va

Infinita Dei potentia non efficit ut eius paterna lenitas devitetur, quia in Eo affectio et vis iunguntur.

Безграничное могущество Божие не заставляет нас бежать от Его отеческой нежности, потому что в Нем любовь и сила сочетаются.

vatican.va

Re quidem vera omnis sana spiritalitas vult eadem opera divinum amorem recipere et fiducialiter Dominum adorare infinitam eius ob potentiam.

На самом деле, любая здоровая духовность предполагает приятие Божественной любви и, одновременно, уповающее поклонение Господу за Его безграничное могущество.

vatican.va

Divina potentia, quam Aristoteles, Graeca philosophia attingente fastigium, meditando intellegere studuit, certe omnium hominum est quiddam desiderandum et amandum — quia amatur, haec deitas mundum movet [6] —, sed nulla re indiget ipsa et non diligit, solummodo diligitur.

Божественная сила, которую Аристотель, в период расцвета греческой философии, пытался постичь с помощью размышления, является, несомненно, для каждого существа объектом желания и любви, – и как объект любви, это божество движет миром[6], – но оно само ни в чем не нуждается и не любит: оно только любимо.

vatican.va

Plurimae orbis areae hodie, quamvis incerto et haud congruenti modo, ceperunt incrementa, et cooptatae sunt inter potentiores civitates, quarum est munera magni ponderis in futuro exsequi.

Сегодня многие регионы планеты эволюционировали – впрочем, проблемно и неоднородно – и вошли в число великих держав, которым предстоит сыграть в будущем важную роль.

vatican.va

Источник

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Потенция (половая) (лат. potentia — сила) — способность организма к половому акту. В сексологии термин потенция обычно относится к мужской сексуальности. Таким образом, потенция определяет сексуальные возможности мужчины и в некоторой степени характеризуется напряженостью полового члена, скоростью появления эрекции, продолжительностью полового акта и нормальным его протеканием, а в широком смысле – самой возможность вести нормальную половую жизнь. Потенцию мужчины нельзя отождествлять с практикуемым им ритмом половой жизни, так как сексуальные возможности того или иного мужчины могут не коррелировать с частотой его половых актов. Также ни в коем случае нельзя её отождествлять с интенсивностью его полового влечения, которое при некоторых формах эректильной дисфункции не только не ослабевает, но наоборот, может усиливаться.

Применительно к женщинам понятие “потенция” почти не употребляется и его определение не имеет однозначной формулировки.

Здоровый мужчина сохраняет способность к полноценному половому акту до самой смерти, и в отличие от женского, мужской климакс имеет чисто патологические причины.

Вероятностными (не абсолютными!) признаками высокой половой потенции у мужчин являются: нормальный вес, рост не выше среднего, хорошо развитые (но не “накачанные”) мышцы, тёплые ладони, “чистая” (без угрей и иных дефектов) гладкая кожа с нормальным или несколько повышенным оволосением, телесная гибкость, хорошая координация движений и быстрая реакция, энергичная походка, высокий интеллект и тонкое чувство юмора, хорошо развитое обоняние (отсюда – частая нелюбовь к парфюмерии), низкотональный (“мужской”) тембр голоса, физическая и интеллектуальная активность, душевное спокойствие, решительность и уверенность в себе, иногда – заметное равнодушие к своему внешнему виду (неаккуратно уложенные волосы, неравномерно выбритая растительность на лице и т.п.) и некоторая небрежность в одежде (но не безвкусица), а также сниженная способность к изучению иностранных языков при хорошем владении родным.

На возможные проблемы с мужской потенцией (опять же, не всегда!) могут указывать: рост значительно выше среднего, астеничность и физическая истощенность, ожирение (периметр талии более 102 см), пониженный интеллект, нарушение функции носового дыхания, высокотональный (“писклявый”) тембр голоса, инфантильность, торпидность или наоборот – суетливость, трусость, “зажатость” или наоборот – демонстративная развязность, мелочность и беспокойство по пустякам, заискивание и угодливость или наоборот – капризность и несговорчивость, болтливость с неспособностью к поддержанию нормального диалога с сексуально привлекательными женщинами (возможна и по другим причинам).

Вопреки расхожим убеждениям, алопеция не является универсальным признаком сниженной или повышенной половой потенции, а её наиболее распространенная форма, по-видимому, никак не коррелирует с половыми возможностями мужчины.

Систематическое и бесконтрольное применение стероидных анаболиков, часто практикуемое в бодибилдинге и некоторых видах профессионального спорта, первоначально резко повышает половые возможности мужчины, но затем приводит к их быстрому и необратимому угасанию. Подобным же действием обладают и некоторые наркотические вещества.

Хронические болезни могут по-разному влиять на потенцию. Выраженное ослабление потенции часто наблюдается при уреаплазмозе и других микоплазмозах. Значительное повышение – при хроническом трихомониазе и туберкулёзе. Повышение с последующим (по мере прогрессирования болезни) снижением – при хламидиозе.

Максимум потенции у мужчины достигается либо при полном психологическом комфорте, либо при сильном эмоциональном возбуждении, сопровождающимся выбросом дополнительного количества тестостерона. Такое может произойти, например, на отдыхе, при смене сексуальной партнёрши (не всегда), на фоне радостного события или после потасовки, в которой одержана победа. Негативное влияние на потенцию могут оказывать психологические конфликты, изнурительный физический труд, чрезмерная увлеченность чем-либо или перегруженность делами на работе (т.н. “синдром делового человека”), отсутствие подходящих условий для близости, половая холодность или нетактичность партнерши и мн.др. Периоды полового воздержания в зависимости от длительности, возраста, стажа партнерства и других факторов могут по-разному влиять на мужскую потенцию. Так, известны случаи половых эксцессов у мужчин, длительное время не имевших общения с женщинами (например, у демобилизовавшихся военнослужащих). Как правило, такие эксцессы не бывают продолжительными, и потенция быстро нормализуется. Однако у некоторых мужчин в возрасте старше 70 лет после воздержания в течение трёх месяцев или более может наблюдаться полная и необратимая утрата способности к половому акту.

Постоянная неспособность к совершению полноценных половых актов может быть признаком одной из форм импотенции.

См. также

  • Импотенция
  • Эрекция
  • Либидо

Ссылки

  • Причины эректильной дисфункции
  • Медицинская Энциклопедия
  • Какого мужчину можно называть импотентом?

Источник