Потенции в философии канта

Потенции в философии канта thumbnail
  1. Новая философская энциклопедия

АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia, перевод греч. ἐνέργεια καὶ δύναμις – действительность и возможность) – понятия философии Аристотеля, используемые им для разрешения противоречия между гераклитовским принципом абсолютного становления и учением Парменида, согласно которому бытие не может возникнуть ни из бытия, так как оно уже существовало бы до самого себя, ни из небытия, так как ничто не может возникнуть из ничего; согласно Аристотелю, становление есть переход из сущего потенциально (т.о. не-сущего актуально) в актуально сущее. Понятия акта и потенции можно прояснить прежде всего через примеры с движением (Met. 1048a). Однако движение дает только первое представление об акте, поскольку оно является незавершенным и прекращающимся при достижении цели процессом; от акта-движения отличается актэнтелехия, завершенная деятельность (напр., видеть – значит уже увидеть; Met. 1048b). T.о., понятия акта и потенции употребляются на различных уровнях анализа не в одинаковом смысле (1048b5), и потенция в соотношении с актом-движением отличается от потенции в соотношении с актом-сущностью.

Аристотель различает потенцию: (1) деятельную, (2) страдательную, (3) перехода в иное и (4) пребывания (Met. 1019а32–1019b5). Потенцию в метафизическом смысле следует отличать от логической потенции (называемой в схоластике possibilitas) (Met. 1019b22–33). Понятия акта и потенции соотносятся с понятиями формы и материи (см. Форма и материя [ФОРМА И МАТЕРИЯ]). Однако потенцией обладает не любая материя, а только та, что содержит возможность возникновения в себе самой: так, не земля является потенцией человека, а семя (Met. 1048b39–1049al8). Акт является первичным по отношению к потенции и по определению, и по субстанции, и в строгом смысле по времени (Met. 1049b–1050a). Различное соотношение акта и потенции в вещах определяет их онтологическую иерархию. Действительное сущее является причиной актуализации сущего в возможности; вечное движение небесных тел представляет собой чистый акт, хотя оно обладает потенцией к акцидентальным изменениям относительно места (Met. 1050b). Причинно-следственная цепь приводит в конечном итоге к наивысшему акту, актуализирующему все потенции в универсуме – неподвижному перводвигателю, собственным актом которого является самопознание (Met. 1072b). С помощью оппозиции акта-потенции Аристотель решает различные проблемы физики, метафизики, антропологии, этики – такие, как различения субстанции души и ее действий («De anima», 418а), существование бесконечности (Phys. 206a8–18), соотношение общего и единичного (Met. 1086b4–1087a25).

Учение Аристотеля об акте и потенции было принято неоплатониками, в значительной мере переосмыслившими его и соединившими с платоновским учением об идеях, которые рассматривались как потенции в мировом уме. Так, согласно Плотину, идеи существуют в единстве в космическом Уме в качестве универсальных категорий (Εnn. V, 8, 9), но каждая из них – индивидуальная потенция, потенциально отделимый эйдос (Еnn. V 9, 6), который может действовать и в умном, и в чувственном мире (Εnn. IV 4, 36). Т.о., в отличие от аристотелевской концепции, согласно которой Ум является чистым актом, неоплатоники говорили о наличии потенции в Уме; помимо оппозиции акт-потенция они ввели различение между совершенной потенцией актуального, позволяющей творящему проявлять свою активность, и несовершенной потенцией потенциального, позволяющей принимать эту активность. Их взаимодействие определяет собой мир становления (Прокл. Первоосновы теологии, 75–92).

В раннехристианской традиции неоплатоническую концепцию акта и потенции использовали Григорий Нисский и Августин в учении о Троице и Логосе [ЛОГОС](как Боге Слове), содержащим в вечности потенции вещей. На христианскую традицию также повлиял греческий перевод Библии (Септуагинта), в котором «силы Бога» передаются словом δύναμις (потенция).

Учение Аристотеля об акте-потенции не оказывало явного влияния на средневековую мысль, пока были известны лишь его логические труды и «Категории», содержавшие учение о субстанции и акциденциях. Только после распространения всего аристотелевского корпуса оппозиция акта и потенции стала играть большую роль в зрелой схоластике, в частности в трудах Фомы Ахвинского. Фома рассматривал соотношение потенций души и ее сущности (Комментарий на 1 кн. «Сентенций», 3, 4, 2; О Духе Творящем, 1 и др.) и проблему существования потенций в Боге («Сумма против язычников», 1, 1, 6 и 7; «Сумма теологии», 1, 25, 1 и 2; «О потенции», 1, 1 и др.). Последнюю он решал посредством различения активной потенции (как оппозиции акту-потенции), присущей Богу в высшей степени, и пассивной потенции (как оппозиции акту-форме), не присущей Богу. Наиболее новаторски Фома использует понятия акта и потенции, обсуждая проблему соотношения сущности и сущего («О сущем и сущности», IV). В противовес концепции гилеморфизма, согласно которой все сущее состоит из формы (как акта) и материи (как потенции), он выдвигает учение о том, что высшие интеллигенции состоят из формы, имеющей примесь потенциальности, и из актуализирующего ее акта существования. Дунc Скот сохранял различие акта как субстанциальной формы (actus primus, actus simpliciter) и акта как деятельности (actus secundus), а также различие активной и пассивной потенции; акт как определенность и потенция как определимость соответствовали форме и материи. Но в отличие от аристотелевско-томистской традиции Дунc Скот считал материю не чистой потенцией, а некоторой действительной вещью (aliqua res actu; De rer. princ. q. 7, f. 1, n. 3). Поскольку сущность Бога он усматривал прежде всего в воле, а не в разуме, то он считал, что Бог может сотворить невозможное, ибо потенция его абсолютна (potentia absoluta); будучи благой, воля Бога творит самое разумное. Отличие творения от Бога Дунс Скот полагал не в наличии потенции, а в несовершенстве творения как составного или объединенного с чем-то другим, в то время как Бог, будучи бесконечным, сущностно прост. Душа относится к интеллекту и воле как к различным потенциям в реальном единстве сущего, подобно тому, как сущее относится к трансценденталиям [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ](единству, истине и благу).

У.Оккам также не считал материю чистой потенцией, так как в ней наличествует форма телесности. Он также отрицал, что сущим можно считать только потенциальное, и полагал различие между актуальным и потенциальным в сфере логики (Summa totius loqicae 1, 38).

У Николая Кузанского активные потенции вещей имеют основания в потенциях, которые имеют в Боге действительное бытие как идеи: ничто не может возникнуть, не имея действительного бытия в уме Бога. Т.о., в Боге возможность равна бытию (posse = est), что выражается неологизмом possest («О возможности-бытии»). Николай Кузанский также оспаривает идею материи как пассивной потенции, существующей наряду с божественной потенцией, и полагает ее как часть идеи сотворенного в Боге (Об ученом незнании), в отличие от Фомы Аквинского, различавшего идеальную потенцию еще не сотворенного в Боге и материальную потенцию еще не сущего в сотворенной вещи. О дальнейшем развитии концепции акта и потенции см. Возможность [ВОЗМОЖНОСТЬ]и действительность [ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ].

Литература:

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980;

2. Soulhe J. Etude sur le terme dynamis dans les dialogues de Platon. P., 1919;

3. Künzle P. Das Verhältnis der Seele zu ihren Potenzen. Freiburg, 1956;

4. Stallmach J. Dynamis und Energeia. Untersuchunqen am Werk des Aristoteles zur Problemgeschichte von Möglichkeit und Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959;

5. Peters E. Greek philosophical Terms. Ν. Υ.–L., 1967;

6. Schwemmer O. Akt and Potenz. – «Sacramentum Mundi», Bd. 1. Freiburg, 1967;

7. Vries J. Die Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1983.

К.В.Бандуровский

Источник:
Новая философская энциклопедия
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. АКТ И ПОТЕНЦИЯ —
    АКТ И ПОТЕНЦИЯ (действительность и возможность) — категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; акт (энергия) — деятельное осуществление чего-либо, потенция (“дюнамис”) — сила, способность к такому осуществлению; рассматривались так…
    Большой энциклопедический словарь
  2. Акт и Потенция —
    Античность. Как филос. термины понятия А. (действительность, греч. ένέργεια, лат. actus) и П. (возможность, греч. δύναμις, лат. potentia) были впервые введены Аристотелем.
    Католическая энциклопедия

Потенции в философии канта

Источник

АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia — схоластический перевод греческого ενέργεια και δύνςμς — действительность и возможность — см. также Энергия), важнейшие понятия философии Аристотеля. Своим учением об акте и потенции Аристотель ввёл в онтологию принцип развития. Учение об акте и потенции явилось ответом на апорию элейской школы, согласно которой сущее (όν) может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ничего. Следовательно, «возникновение», или «становление» (γένεσις), вообще невозможно, и чувств, мир должен быть отнесён к царству «небытия» (μη öv). Аристотель решает эту «апорию древних» двояко (см. Физика 1, 8. 191а 23 sqq.): l) введением понятия акцидентального небытия, или «отсутствия» (στέρησις) формы; 2) семантическим делением «бытия» на «потенциальное» (δυνάμει όν) и «актуальное» (ενεργεία όν) — становление оказывается возможным как переход от первого ко второму (дальнейшему анализу понятий Акт и Потенция посвящена 8-я книга «Метафизики»). Понятия Акт и Потенция, как и понятие «движения», не поддаются строгому определению, но устанавливаются с помощью техноморфных и био-морфных аналогий (см. Метафизика 1048а 30 — 1048 b 6): семя — человек в потенции, глыба мрамора — изваяние Гермеса и т. д. Существенно соотношение между актом и потенцией, с одной стороны, и формой и материей — с другой: согласно Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос,— актуальность (энергия, или энтелехия) вещи.

Оппозиция акта и потенции, первоначально введённая Аристотелем для анализа «возникновения», переносится затем и на др. виды «движения». Энергия (актуальность) характеризуется временным, онтологическим и аксиологическим приматом (προτερον) над потенцией (см. Метафизика 1072а 5; О небе 302а 8; О душе 415а 19), повторяя, таким образом, отношение формы к материи: традиционный схоластический спор о первичности «курицы или яйца» Аристотель безоговорочно решил бы в пользу «курицы». В сфере природы этот принцип выражается формулой «человек рождает человека», или — в общем виде — «существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально» (Метафизика 1032а 25, 1049b 24) и служит теоретическим постулатом в концепции перводвигателя как чистой энергии (акта), актуализирующей все космические потенции. Потенция есть способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т. е. способность осуществлять соответственно «движение», или «процесс» (κίνησις) а) возникновения — уничтожения, б) качеств, изменения, или «инаковения», в) роста — убыли и г) пространственного перемещения. Таким образом, видов актуализации оказывается столько же, сколько видов «движения», и понятие акта (энергии) в этом смысле совпадает с понятием движения (см. Метафизика 1047а 30, Риторика 1412а 9 sq.).

От акта (энергии) как процесса («актуализации», осуществления) Аристотель отличает энергию как осуществлённость (актуальность) вещи — энтелехию: напр., процесс строительства дома и уже построенный дом представляют собой «актуализацию» и «актуальность» дома по отношению к его материи и потенции бытия — кирпичам. «Понятие ενεργεία (актуально) имеет двоякий смысл и выражает отношение 1) процесса к потенции, 2) осуществлённого бытия к материи» (Метафизика 1048 b 8). В психологии Аристотель определяет «душу» как акт — энергию (Метафизика 1043а 35 sq.) или энтелехию (О душе 412а 27) «тела, потенциально обладающего жизнью», причём в «акте» живого существа совпадают «формальная», «движущая» и «целевая» причины, жёстко противопоставляемые «материальной» причине как «потенции». В этике акт (энергия) служит определением «удовольствия» (Метафизика 1072 b 16, Никомахова этика 1147 b 23— 1175а 17) и родовым обозначением моральных актов-поступков (см. Никомахова этика 1176 b 19, 1170а 7 etc.), понимаемых как актуализация душевных свойств (έξεις).

В отличие от Аристотеля, мегарская школа отождествляла Акт и Потенцию: «потенцией можно обладать только при акте», «тот, кто не строит дом в действительности, не обладает возможностью его строить» (по свидетельству Аристотеля — Метафизика 1046 b 29). Учение об Акте и Потенции было усвоено неоплатонизмом (одноимённый трактат Плотина “Эннеады” 11, 5), в дальнейшем средневековой философией (томизм и др.). См. Возможность и действительность.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Stallmach J., Dynamis und Energeia. Untersuchungen am Werk des Aristoteles zur Problemgeschichte von Möglichkeit und Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959; см. также лит. к статьям Аристотель, Энтелехия. А. В. Лебедев.

Источник

Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) – немецкий философ, с работ которого начинается немецкая классическая философия. Вся жизнь Канта была связана с Кенигсбергом, где он родился, учился, работал и был похоронен.

В интел­лектуальной биографии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 года) Кант выступал прежде всего, как крупный ученый, в центре интересов которого находились вопросы философии природы и особенно космологии – происхождение и развитие Солнечной системы, история Земли. Основное сочинение этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба».

Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критиче­ский период, после опубликования им трех работ: «Критики чистого разума» (1781 г.), «Критики практического разума» (1788 г.), «Критики способности суждения» (1790 г.). Этот период называется докритическим, потому что Кант исходит из следующего требования: каждое философское исследование надо основывать на критике познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении фило­софских проблем. По Канту, разработке любой философской проблемы долж­на предшествовать гносеология, или критическое исследование познаватель­ных способностей, на которые опираются все отрасли философии. Проблема гносеологии была центральной в философии Нового Времени (Спиноза, Локк, Бэкон, Декарт, Беркли, Юм). Однако в основной проблеме гносеологии – взаимодействии субъекта и объекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и кон­тролирует предмет знания. Кант ставит задачу: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъек­та и впервые ставит вопрос о всеобщности объекта. В самом субъекте Кант различает два уровня познания: эмпирический (опытный) и априорный (до-опытный). Всякое знание начинается с опыта и передается органами чувств, но тем не менее не сводится к нему. Часть наших знаний порождается самой по­знавательной способностью, носит априорный характер. Кантовский априо­ризм отличается от учения о врожденных идеях, так как по Канту доопытны только формы знания, содержание же целиком поступает из опыта; с другой стороны сами доопытные формы имеют свою историю.

Далее Кант проводит различие между аналитическими и синтетически­ми суждениями. Первые носят поясняющий характер, вторые расширяют наши знания.

Главным вопросом «Критики чистого разума» является следующее: как возникает новое знание вне опыта, т.е. как возможны априорные, не зависящие от опыта синтетические суждения. Это главный вопрос распадается на три во­проса:

¾ Как возможна математика?

¾ Как возможно естествознание?

¾ Как возможна метафизика в качестве науки?

Отсюда три основных раздела, в которых Кант исследует познаватель­ные способности с точки зрения их априорных форм: трансцендентальная эсте­тика (чувственность), трансцендентальная аналитика (рассудок), трансценден­тальная диалектика (разум).

Трансцендентальной Кант называет свою филосо­фию потому, что она изучает переход в систему знаний.

Опытные данные, поступающие извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность зна­ния, но не делают его отражением, копией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), принципиально отличается от того, что она представляет сама по себе (ноумен). Кант утверждал, что ноумены не доступны никакому позна­нию, трансцендентны. Сколько бы мы не проникали в глубь явлений, наше знание все же не будет знанием вещей, каковы они на самом деле. Но отсюда не вытекает то, что познание невозможно. Напротив, Кант верил в прогресс знания, в расширение границ опыта. Но сколько бы не увеличивались наши знания, эти границы не могут исчезнуть. Истина – это процесс все более глу­бокого постижения мира, движение от незнания к знанию, движение, которое не может прекратиться, ибо мир неисчерпаем. Здесь Кант выступает, с одной стороны, против агностицизма – учения о непознаваемости мира, с другой стороны, против претензии науки на абсолютное знание.

Априорные формы имеют двойственный характер: к ним относятся ап­риорные формы чувственности (пространство и время), а также логические ка­тегории (количество, качество, отношение, модальность).

Пространство и время, по Канту, не формы бытия вещей, а субъектив­ные формы чувственности, изначально присущие человеку. Пространство – априорная форма внешнего созерцания, время – внутреннее созерцание.

Математика как наука возможна на основе функционирования про­странства (геометрия) и времени (арифметика). Априорные формы чувствен­ности создают предпосылки достоверности математического знания, придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям.

В трансцендентальной аналитике Кант отвечает на вопрос о возможно­сти априорных синтетических суждений в естествознании, которые представ­ляют собой синтез чувственности и рассудка.

Синтезирующая деятельность познания начинается уже на уровне чув­ства. Это «схватывание» представлений, сведение многообразного содержания в единый образ. Далее – «репродукция» – воспроизведение представлений в памяти и, наконец, «апперцепция» – узнавание, установление тождества вос­произведенных представлений с явлениями, благодаря которым они даны. Все три эти синтеза осуществляются с помощью воображения. Кант пишет: «у нас есть чистое воображение как одна из основных способностей человеческой души, лежащая в основании всякого априорного познания».

Компонентами синтеза чувственности и рассудка являются категории. Они проникают в чувственность, делая ее осмысленной, подлинно человече­ской. По Канту категории априорны, созданы нами самими в ходе развития чистого разума. В соответствии с четырьмя различными видами суждений у Канта возникает следующая таблица категорий:

1. Категории количества – единство, множество, всеполнота.

2. Категории качества – реальность, отрицание, ограничение.

3. Категории отношения – субстанция, причинность, взаимность.

4. Категории модальности – возможность, бытие, необходимость.

Категории – предельно общие понятия. Только потому, что они суще­ствуют, возможно «чистое» естествознание.

Категории имеют независящий от индивидуального сознания необхо­димый и всеобщий характер. Поэтому знание, основанное на них, приобретает объективный характер.

Таким образом, теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи в себе». Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочи­ваются априорными формами чувственности – пространством и временем, т.е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе логических категорий придает этим восприятиям всеобщий характер. Таким образом, вещь становится достоянием сознания субъекта, и Кант называет это явлением или феноменом. Кант считал, что человек может знать только явле­ние.

Кроме чувственности и рассудка Кант выделяет еще одну сферу интел­лектуальной деятельности, высшую ее степень – разум. Разум – это высшая контрольная и направляющая способность субъекта. Разум оперирует идеями. Идеи, по Канту, это представление о цели, к которой стремится наше позна­ние, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регу­лирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуж­даемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию, стремится про­никнуть в суть вещей, и неизбежно наталкивается на противоречия – антино­мии.

Антиномии – это исключающие друг друга равно доказуемые суждения; к ним с неизбежностью приходит разум, пытающийся охватить мир в целом. В соответствии с четырехступенчатой таблицей категорий перед разумом возни­кает четыре космологические идеи, где тезис и антитезис существуют на рав­ных основаниях:

1. Тезис: мир имеет начало во времени и пространстве. Антитезис: мир во времени и пространстве безграничен.

2. Тезис: все в мире состоит из простого. Антитезис: нет ничего простого, все сложно.

3. Тезис: в мире существует причинность через свободу. Антитезис: никакой свободы в мире нет, все совершается по законам природы.

4. Тезис: в ряду мировых причин есть некая необходимая сущность. Антитезис: в этом ряду нет ничего необходимого, все случайно.

Противоречия эти для Канта неразрешимы. Учение Канта об антиноми­ях сыграло громадную роль в истории диалектики. Этим учением перед фило­софской мыслью было поставлено множество философских проблем и, прежде всего, проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости.

В «Критике чистого разума» делается вывод о том, что философия мо­жет быть наукой о границах познания. Высшие сущности – это Бог, душа, сво­бода; они не даны ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Однако теоретический разум, будучи не в силах доказать их бытие, не может доказать и обратное, т.е. он не запрещает верить в бытие Бога, в бессмертие души и в свободу воли. Человеку дана возможность выбора – между верой и неверием. Это уже переход от теоретического разума к разуму практическому.

Основные идеи своего учения о нравственности Кант изложил в «Кри­тике практического разума». Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение – руководить поступками человека.

Кант говорит о первенстве практического разума над теоретическим: знание только тогда имеет ценность, когда оно помогает человеку стать чело­вечнее, реализовать идею добра. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами – природ­ной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой. Законы практического разума это нравствен­ные законы. Главное требование, категорический императив, гласит: «Посту­пай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принци­па всеобщего законодательства». Это значит: поступай по отношению к дру­гим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

Главным в этике для Канта было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступ­ков, зла и несправедливостей.

«Критика способности суждения» была задумана как связующее звено между теоретической и нравственной частями философии. В «Критике спо­собности суждения» Кант изложил теорию эстетического суждения, а также эстетическое отношение к миру с телеологической точки зрения (телеология – учение о целесообразности).

В философской проблеме Канта способности суждения отведено про­межуточное место между рассудком и разумом, между наукой и нравственно­стью. Художественные потенции человека, культурное творчество есть свя­зующее звено в философии Канта.

Формула философской системы Канта – истина, добро и красота, взя­тые в их единстве, замкнутые на человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.

Главное завоевание «Критики способности суждения» состояло в сле­дующем: была показана несводимость эстетического ни к знанию, ни к мора­ли, но одновременно подчеркнута неразрывная связь красоты с истиной и доб­ром. Эстетическое есть нечто иное, чем познание и нравственность, оно своеобразный «мост» между ними. Оно глубочайшим образом связано со способностью человека испытать чувство удовольствия от соприкосновения с фено­меном целесообразности мира – природного и сотворимого самим человеком. Но последнее – сотворенная целесообразность есть искусство. Ему принадле­жит величайшая роль – увенчать культуру, преодолеть антиномию явления и сущности, природы и свободы.

Еще по теме 8.1 Антропология И.Канта:

  1. Антропология
  2. 2. философская антропология
  3. АНТРОПОЛОГИЯ
  4. Философия И. КАНТА
  5. Философия И. КАНТА
  6. 3. Культурная антропология
  7. § 2. Учение И. Канта о государстве и праве
  8. 1. Учение И. Канта о государстве и праве
  9. Учение о государстве и праве И. Канта
  10. 3 Антропология и гносеология, этическое учение.
  11. 2.2. О православной антропологии
  12. ОСНОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  13. Раздел 3. Антропология и социальная философия
  14. 7.2. Основные черты философии И. Канта
  15. Раздел III. Антропология и социальная философия
  16. Гегель пытался исправить ошибку Канта

Источник