Памятник молочнице в петербурге

 «ОХТЕНКА»

(«С кувшином охтенка спешит»)

Среднеохтинский пр. – шоссе Революции

Памятник «Охтенка»

Памятник «Охтенка» открыт 6 июня 2003 г. в саду «Нева» Красногвардейского района. Авторы — скульпторы В.Д.Свешников, Я. Я. Нейман, архитекторы С, М. Короленко, В. И. Морозов, Сюжетом для создания статуи послужили строки из первой главы романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит.

Скульптура была задумана авторами в 1999 г. к 200-летию со дня рождения поэта. Выбор места для установки памятника определен тем, что в XIX веке жительницы Охты, торгующие молоком, переправлялись через Неву к Смольному монастырю и шли к многочисленным петербургским рынкам. Скульпторы

создали собирательный образ молочницы, идущей с кувшином в руках. Женскому лицу приданы портретные черты О. Г. Свешнико вой — жены скульптора. Фигура представлена в движении и установлена на постаменте из светло-серого неполированного гранита, обработка которого имитирует снежный покров. Статуя отлита из бронзы по восковой модели в творческой мастерской Д. В. Гочияева «Денис». Площадка вокруг памятника вымощена плиткой. С правой стороны от памятника

укреплена плита из коричневого полированного гранита с выбитым текстом: //С КУВШИНОМ ОХТЕНКА СПЕШИТ А. С. ПУШКИН//. Ниже выбиты   фамилии   авторов:   //АРХИТЕКТОРЫ

С. М. КОРОЛЕНКО, В. И. МОРОЗОВ СКУЛЬПТОРЫ В. Д. СВЕШНИКОВ, Я. Я. НЕЙМАН 2003 ГОД//.

Гранитные работы выполнены ЗАО ПО «Воз-рождение». Открытие памятника состоялось в день рождения А.С.Пушкина.

Высота статуи – 2,20

Высота постамента – 0,56

/Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. О.А.Кривдина, Б.Б.Тычинин. — СПб./

«Охтенка». Открыта 6 июня 2003 г. Установлена в парке «Нева» (на пересечении шоссе Революции и Среднеохтен-ского пр.), около д. 53 по Среднеохтенскому пр. Скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, архитекторы Станислав Макарович Короленко и Владимир И. Морозов. Бронза, гранит. Высота фигуры 215 см, высота постамента 45 см. Рядом со скульптурой установлен гранитный камень с надписями: «С кувшином охтенка спешит. А.С.Пушкин», «Архитекторы С.М.Короленко, В.И.Морозов. Скульпторы В.Д.Свешников, Я.Я.Нейман. 2003 год».
Воплощение пушкинских строк: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит» («Евгений Онегин», гл. I, строфа XXXV). Кувшин — высокий округлый сосуд с ручкой (Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1963. С. 303), распространенный в изобразительном искусстве женский атрибут (см., например, статую П.П.Соколова «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке Царского Села; картину П.В.Кузнецова «Портрет Е.М.Бебутовой», 1922). Протообразом кувшина является vagina [ср. со скульптурой «Женщина с  кувшином» (1985-2000) Л.Я.Колибабы (экспонировалась на персональной выставке художника в Центральном выставочном зале в Петербурге в окт. — нояб. 2003 г.), в которой вагинальный смысл кувшина выявлен прямолинейно (прижатый к низу женского живота и образующий с телом женщины единую нерасчленимую массу, кувшин обращен открытым горлом к зрителю); см.: Золотоносов М. Обнаженные в натуре: Гендерология в новейшей монументальной скульптуре Петербурга // Город: Петербургский журнал. 2003. № 43.10 нояб. С. 20].
Охта (восточная часть Петербурга, по-фински называвшаяся Оха) была заселена финнами, снабжавшими жителей Петербурга молочными продуктами; поэтому в кувшине, который охтенка держит в руке, подразумевается молоко (см.: Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998. С. 171; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя. 2-е изд. Л., 1983. С. 165). В начале 1998 г. статую планировалось установить к пушкинскому юбилею 1999 г., однако эти пла-ш не реализовались. 24 декабря 2002 г. объект был принят градостроительным советом, 6 февраля 2003 г. его осмотрел губернатор В.А.Яковлев, посетивший мастерскую скульпторов. На лепку и литье средства выделил спонсор. «Территориальным управлением будут проведены благоуст-роительные работы по установке скульптуры „Охтинка” в парке „Нева” (Среднеохтинский пр., 52)» (Инфор- ф мационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 16. 28 апр. — 11 мая. С. 53). При создании объекта скульпторы преодолевали противодействие районных властей, в частности главы администрации, который потребовал срубить с камня надпись о том, что скульптура отлита на средства В.А.Евдокимова и АО «Русский дом». Объект открыт в 204-ю годовщину со дня рождения Пушкина.
«Не случайно выбрано и место установки памятника — он обращен в сторону бывшей до 1911 года на Охте переправы к Смольному. В зимнее время по льду, а летом — на весельных яликах охтинские молочницы добирались через Неву к Смольному монастырю, а затем появлялись на городских рынках и в домах петербуржцев» (Спешащая с кувшином охтинка // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 7 июня). Место установки выбрано неудачно — у самого шоссе Революции, в то время как статую надо было установить внутри парка, на пленэре. Архитектурное решение объекта (постамент, круг с мощением) противоречит стилю натуралистически сделанной парковой скульптуры, не являющейся памятником по смыслу и по динамике позы. Несмотря на натуралистическую установку, есть и ошибки: например, молочница идет зимой без рукавичек; изображенный кувшин ручки лишен, что также является ошибкой. Кроме того, динамической позе фигуры не соответствует статичное и скорбное лицо с опущенными глазами, странное для торговки, спешащей продавать молоко, но естественное, например, для надгробной статуи (у скульптора Свешникова тяжело болела и весной 2003 г., незадолго до открытия памятника, умерла жена; не исключено, что этот трагический опыт отразился в скульптуре). Об открытии см. также: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. №21. 9-22 июня. С. 36-37; Леусская Л. «С кувшином охтенка спешит» // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 12 июля.

Читайте также:  Свечи пимафуцин лечат молочницу

/БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда – Петербурга 1985-2003 гг. Текст: Михаил Золотоносов Фото: Юрий Калиновский. СПб. «Новый Мир Искусства»/

Источник

17.09.2015, 11:23

 

Я легенда

Цитата:

Сообщение от КоляПхелпс

А и ладно

Необходимо установить истину.
На памятнике надпись имеется?

Добавлено через 4 минуты
Помните у Пушкина: “С кувшином охтинка спешит, Под ней снег утренний скрипит…А Онегин ещё спит…” На пересечении шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта установлена скульптура этой самой “охтинки” – авторский коллектив в составе Свешникова, Нейман и Короленко воплотил в бронзе пушкинский образ жительницы Охты. Хрупкая девушка, несущая кувшин – бронзовая скульптура 2,5 метра высотой на гранитном камне, на месте бывшей (до 1911 года) переправы с Охты к Смольному собору.

Скульптор В.М. Свешников, Я.Я. Нейман. Архитекторы С.М. Короленко, В.И. Морозов. Открыта 6 июня 2003 года. Материал: бронза, светло-серый неполированный гранит. Высота скульптуры 220 см, высота постамента 56 см. Охтенка с кувшином – собирательный образ жительницы бывшей окраины города – Охты, описанный А.С. Пушкиным в “Евгении Онегине”. Во времена Пушкина молочный промысел был наиболее распространен на Охте. Не случайно и место установки памятника. Скульптура обращена в сторону существовавшей до 1911 года на Охте переправы к Смольному. В зимнее время по льду, а летом – на яликах охтенские молочницы добирались через Неву к Смольному монастырю, а оттуда с тяжелыми кувшинами отправлялись по городу. Женскому лицу приданы портретные черты О. Г. Свешниковой – жены скульптора.
[Просмотр ссылок гостям запрещён.]

С личностью охтИнки разобрались – О.Г. Свешникова. Будем искать охтЕнку.

Добавлено через 4 минуты
6 июня 2003 года в парке была открыта скульптурная композиция «Охтенка» (памятник финке-ингерманладке, коренной жительнице этих земель) (скульпторы В. Д. Свешников, Я. Я. Нейман и С. М. Короленко). На гранитном постаменте установлена бронзовая скульптура женщины-молочницы высотой 2,5 м, воплощающая строку А. С. Пушкина из первой главы «Евгения Онегина».
[Просмотр ссылок гостям запрещён.])
Определили национальность – финка-ингерманландка, надо Роме сообщить, он где-то в тех местах живет как коренной народ.

Добавлено через 3 минуты
Существовал также бриг “ОхтЕнка”.
1828 год. Бриг Охтенка. Командир капитан-лейтенант Я. М. Вальховский. (Финский залив.) Занимая брандвахту в Ревеле, бриг этот с начала осени стоял на швартовах в восточных воротах новой военной гавани. Командир по нездоровью жены его находился на берегу; а старшим офицером на бриге оставался мичман Крупенников. Бурею от NNO, начавшеюся поздно вечером 5 октября, с градом и снегом, установившеюся потом от NNW, сорвало с носовых швартовов, кормою прижало к стенке гавани и с переменившимся направлением ветра вынесло на рейд; отданные якоря не задержали, и бриг остановился на мелководье у екатеринентальского берега. Мачты были срублены для облегчения ударов; но это не помогло и даже повредило: ибо бриг всё-таки затонул по палубу, а спасаться было уже не на чём; вся команда столпилась на баке и бушприте и здесь, обливаемые волнами, оледенелые, теснимые друг другом, несчастные умирали страдальчески…
[Просмотр ссылок гостям запрещён.]

Добавлено через 5 минут
Тут опять всплывает охтЕнка.

Огромный интерес вызвал рассказ о генерал-лейтенанте русской армии, фельдмаршале Финляндии Карле Густаве Эмиле Маннергейме. Экскурсовод – В.А. Кокко (член СПб Общества ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто») – познакомил участников с традиционными финскими профессиями и ремеслами на примере памятника «Охтенка», провел увлекательный исторический экскурс о железной дороге, которую до революции 1917 года обслуживал финляндский персонал.
[Просмотр ссылок гостям запрещён.]

Читайте также:  Молочница у ребенка 2 года мальчику

Даль такого слова не знал.

Короче, бардак кругом, господа языковеды!

 

Источник

Куда спешит «Охтенка»?
Скульптура «Охтенка» обращена в сторону существовавшего до 1911 года перевоза с Охты к Смольному монастырю. Зимой по льду, летом на лодках перевозчиков охтинские молочницы с тяжелыми кувшинами перебирались через Неву, а затем отправлялись по городу, разнося свои товары по домам обеспеченных клиентов.
Молочный промысел был для этих мест традиционным: охтинки снабжали петербуржцев молоком, сливками, маслом, сметаной и творогом с петровских времен.
Жаль только, что сегодня невская перспектива скрыта застройкой, а потому «Охтенка» спешит скорее в торговый комплекс, чем на другой берег реки.

Так все-таки «охтинка» или «охтенка»?
По данному поводу возникает множество вопросов, так что следует внести ясность. Сегодня это слово пишется через «и»: жительница Охты – охтинка. Такова современная орфографическая норма. Однако в прошлом нормативным действительно было написание этого слова через «е». Поэтому в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина с кувшином спешит именно «охтенка». Кстати, в свое время в обиходной речи широко использовалось просторечное слово «охтянка».

Двести лет разносчики и уличные торговцы были неотъемлемой частью жизни Петербурга. Именно охтинские молочницы снабжали своей продукцией состоятельных горожан (а только они и могли в XVIII–XIX веках позволить себе молоко и молочные продукты в большом городе, вдали от сельских поселений).

Еще с петровских времен Охта славилась своим молочным промыслом. По преданию, сам Петр Алексеевич, заботясь об обеспечении новой столицы молоком, приказал завести здесь породистых коров. Его приказ был адресован русским переселенцам (главным образом из нынешних Архангельской и Вологодской областей), прибывшим сюда для работы на судостроительных верфях. Пока мужчины плотничали, женщины, говоря официально, занимались молочным животноводством.

Впрочем, есть версия, что коров на Охте держали еще финны-ингерманландцы, которые не бросили молочный промысел, перейдя из шведского подданства в русское. Любопытно, что предприимчивые охтинки, дела которых в городе шли особенно успешно, покупали молоко у тех же чухонцев (этим неблагозвучным словом тогда называли коренных жителей здешних земель) на «Горушке» – главной торговой площадке Охты (рынок находился в районе современной пешеходной части Большой Пороховской улицы). Со временем выделилась группа охтинских молочниц, которые занимались исключительно торговлей и даже не имели собственных коров.

Каждое утро, проснувшись в 4 часа, охтинки спешили на переправу, которая располагалась на месте нынешнего Большеохтинского моста. Зимой по льду, летом на лодках перевозчиков молочницы с тяжелыми кувшинами перебирались через Неву к Смольному монастырю, откуда начинался их ежедневный маршрут по городу. Труд молочниц был весьма уважаем, ведь этот промысел имел огромное значение для материального благосостояния всех охтинских жителей. Постепенно сложился яркий, узнаваемый образ самостоятельной женщины, кормилицы семейства. Тогдашняя охтинка – настоящая бизнес-леди! Ее самобытность проявлялась и в манере поведения, и во внешнем облике. Охтинка держалась смело и независимо, была сильной, бойкой и голосистой. Вот как описал охтинскую молочницу литератор первой половины XIX века Павел Васильевич Ефебовский в очерке «Петербургские разносчики»: «Посмотрите, как кокетливо охтянка выступает зимою, таща за собою санки, нагруженные кувшинами с молоком и сливками. Наряд ее, особливо при хорошеньком, свежем личике, подрумяненном морозом, очень красив: кофта, опушенная и часто подбитая заячьим мехом, очень хорошо выказывающая стройность талии; ситцевая юбка и синие чулки с разными вычурами и стрелками. Все это, вместе с красивыми лицами, встречаете вы у молодых охтянок».
(Цитата из книги Первушина Е. В. “Петербургские женщины XIX века”)

Образ охтинской молочницы, запечатленный в скульптуре у сада «Нева», – собирательный. Он основан на описаниях, рисунках, гравюрах. Источником вдохновения послужили строки Александра Сергеевича Пушкина из первой главы романа в стихах «Евгений Онегин»:

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.

Идея создания «Охтенки» родилась в 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Пушкина. В работе над памятником приняли участие скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, а также архитекторы Станислав Макарович Короленко и Владимир И. Морозов. Спустя четыре года идея обрела свое воплощение. Памятник «Охтенка» был открыт у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, в 2003-м, в год 300-летия Санкт-Петербурга. Торжественная церемония состоялась 6 июня, в день рождения великого русского поэта.

Читайте также:  Капли при молочнице у ребенка

Примечательно, что лицу «Охтенки» были приданы черты конкретного человека – супруги скульптора Валентина Дмитриевича Свешникова. Восковую модель скульптуры создали в стенах Академии художеств, а деньги на дорогостоящее литье из бронзы выделил спонсор.

Источник

Девушка с кувшином” (Молочница) — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры начала XIX века федерального и международного значения. Один из символов Царского Села.

А. С. Пушкин в 1830 году написал стихотворение «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Фигура девушки и разбитый кувшин отлиты из бронзы в мастерских Императорской Академии Художеств. Пьедестал – гранитная скала. До середины XIX века бассейн, куда поступала вода, был оформлен в виде грота.

Первоначально в этом месте находился родник. При Екатерине II к роднику построили каменную лестницу, а над струей и деревянным желобом, по которому она текла, была устроена арка на колоннах.

В 1808—1810 годах территорию между Большим прудом и Гранитной террасой превратили в уступы, были проложены дорожки, а устье бокового канала превратили в фонтан, который был запущен в 1810 году к столетию Царского Села.

Первоначально статуя была алебастровой. Бронзовая фигура «Молочницы» появилась во II половине 1816 года. Она была отлита в Академии художеств. Вокруг фонтана был создан романтический ландшафт.

Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, но обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет. Специальные исследовательские позволили выяснить и зафиксировать на чертежах имеющуюся систему водоснабжения. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.

Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.

В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.

Сюжетом к фонтану послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке –
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это – целых три выводка;
“Если постараться,- рассуждала она,-
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью – еще того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и ее продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и теленка?
То-то он будет скакать в стаде!”
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал –
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредет объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется “Кувшин молока”.
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы –
Все мы грезим наяву в свое удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один – никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моем челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришел в себя – ,
И я все тот же Жан-бедняга.

Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки.

У ее ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку.

Источник