Основных социогенных потенций человека

Социогенные потребности.

Социогенные потребности являются следствием принадлежности человека к определенному микросоциуму. Желание удовлетворить эти потребности вынуждает человека к социально-приспособительному поведению. Содержательную часть такого поведения мы рассмотрели ранее при раскрытии сущности функции организации.

Социогенные потребности мы будем рассматривать в двух аспектах, в отличие от социальных потребностей по модели Маслоу.

Первый аспект отражает тот факт, что человек работает не только ради денег. Поэтому одних экономических стимулов ему недостаточно. Люди всегда нуждаются в моральных стимулах. Особенно подвержены моральным стимулам люди первой и третьей жизненной позиции модели Берне. Известное выражение «хорошее слово и кошке приятно» лишь подчеркивает важность использования в менеджменте моральных мотивов.

Здесь уместно привести рекомендации по искусству похвалы как важного мотив; в поведении индивидуума.

Похвала — самое действенное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку требуется признание, любовь, поддержка и постоянно новые стимулы.

Каждый человек, независимо от уровня его умственных способностей, вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – это самое действенное средство при общении с людьми.

Похвала – это положительная сила, которая действует сама по себе.

Жажду признания и уважения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерная похвала.

Хвалите человека, когда вы с ним находитесь наедине, так он станет вашим другом. Если вы хвалите его в присутствии других, он будет испытывать еще большую преданность вам. Если вы хвалите его способности, ставя в пример другим, он будет каждому рекомендовать вас и защищать вас от любых нападок.

Опыт и специальные исследования психологов и социологов показывают, что остается немало неиспользуемых резервов человеческого фактора, которые могли быть использованы руководителями. Это и свойственное нам достоинство, и стремление быть первым, награды и степени, неуклонный профессиональный и должностной рост свобода и независимость. Особое внимание к начинающим и вновь пришедшим, желание не отставать от жизни и многое другое.

Этот аспект социогенных потребностей человека достигается через социальные интересы (п. 2.3) и моральные стимулы.

Второй аспект социогенных потребностей отражает естественное стремление человека к причастности: чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, совместные действия поддержки, чувство понимания. Эти потребности (социальные потребности по модели Маслоу), являясь следствием принадлежности к микросоциуму (группе), обуславливают такие приспособительные акции, как: соизмерение своих поступков с принятой группой нормой, верности группе, стремление поддержать ее престиж, отношения с коллегами и руководством, стиль подчинения и др. Приспособительное поведение в перечисленных направлениях превращается в мотивирующие факторы.

Потребность в принадлежности к ближайшему окружению удовлетворяется через подчинение индивидуальных интересов, коллективным интересам. Ведь от того, насколько мы приспособлены к тем, кто нас окружает, часто во многом зависит выполнение производственных заданий, эффективность участия в разных мероприятиях, в целом отношение к тому, чем мы заняты.

Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая дает им обширные возможности общения с коллегами. Мотивом в формально созданной группе являются дух единой команды и групповая ответственность, а результаты совместного труда. Это достигается созданием и поддержанием атмосферы положительных межличностных отношений и контактов, а также умелым де­легированием полномочий. Этот аспект социогенных потребностей создает основу духовных интересов (п. 3.4).

Люди обычно знают, почему они работают совместно в формальных группах. Как правило, они либо хотят обеспечить достижение своих целей, согласовав их с общими целями группы, или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой группе или организации в целом. Стремлением к их удовлетворению обусловлены такие духовные интересы, как приспособление к ценностям группы, этические нормы поведения, защита престижа группы, дружеские отношения к коллегам и т. п.

Социальные и духовные интересы находят отражение в целях социального развития коллектива, комплекса мероприятий, включенных в планы социального развития, направленных на удовлетворение именно этих интересов членов коллектива организации.

Таким образом, социогенные потребности активизируют социально-приспособительное поведение индивидуумов, вызывая определенные сдвиги каких-то физических показателей. Подобные явления определяли круг социальных мотивов, которые адаптируют поведение человека к той микросреде, в которую он включен формально и непосредственно.

Побудительными мотивами, способными активизировать деятельность человека в группе, могут быть:

работа, которая позволяет людям общаться между собой;

дух единой команды, создаваемый на рабочих местах;

условия, создаваемые для социальной активности членов группы вне ее рамок;

похвала и другие виды внимания к подчиненным;

периодические совещания, проводимые с группой, что создает обратную связь и принадлежность членов группы к процессу выработки и принятия решений руководителем.

Эти факторы создают предпосылки к развитию социальных и духовных интересов. При этом группа в целом сможет эффективно выполнять свои задачи только при условии, что задачи каждого из членов определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 1715 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Менеджмент

Психологические особенности студентов гуманитарного и технического склада ума.

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Для успешного обучения в вузе необходимо: довольно высокий уровень общего интеллектуального развития,

v широты познавательных интересов,

v уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.

При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет:

v повышенной мотивации или работоспособности,

v тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии.

Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать:

v ярко выраженным вербальным типом интеллекта,

v широтой познавательных интересов,

v хорошо владеть языком,

v иметь богатый словарный запас,

v уметь правильно его использовать,

v точно соотносить конкретные и абстрактные понятия

v иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, «в мире слов», в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.

Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь:

v высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением,

v способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами,

v быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте,

v высокой степенью концентрации внимания,

v строгостью и логичностью суждений.

Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.

Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т.е. недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интровертированность — необходимое условие успешного обучения в вузе, и ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов естественных факультетов. Самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.

Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта.

По экспериментальным данным оказалось, что пространственные представления достигают высокого уровня развития уже у первокурсников. Этот уровень является индивидуальным максимумом к моменту поступления в технический вуз и в процессе обучения развивается очень незначительно. Значит, при поступлении в технический вуз абитуриент должен обладать высокой способностью к пространственным представлениям. Очевидно, это качество больше зависит от природных свойств индивида в отличие от других умственных способностей, например, понятливости, сообразительности и т.п.

За время пребывания в вузе у будущих инженеров развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности. Однако будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.

4. Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Большинством психологов потребность определяется как пе­реживаемая или осознаваемая человеком необходимость в ка­ком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разде­лять на две большие группы. Первая группа потребностей свя­зана с благами, обеспечивающими жизнь и существование че­ловека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей по­рождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включа­ют в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, тру­дом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потреб­ность как «потребность в социальных взаимодействиях кон­кретного содержания».

Существуют более развернутые классификации потребнос­тей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженнос­ти, или компетентности, и потребность в преодолении пре­пятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассмат­ривает как стремление к мастерству, к развитию способнос­тей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой дея­тельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопо­ставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе от­печаток культурных традиции. Это видно на примере даже та­кой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыс­лами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время со­циогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, явля­ются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксиро­вать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное от­личие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипо­тетическим конструктом, которым люди пользуются для объ­яснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса не­полноценности никто не мог сказать, что он испытывает по­требность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведе­ния людей прошедших эпох в терминах современности.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответст­венно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ве­дут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и ко­свенной: через личный пример, через создание условий, бла­гоприятствующих развитию иерархии потребности. Напри­мер, для развития познавательной потребности у ребенка не­обходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вме­сто дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо ро­дителей и воспитателей большую роль в формировании систе­мы ценностей человека играют средства массовой информа­ции (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развиваю­щейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребнос­тей, которая приведет его к соответствующим видам деятель­ности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухо­творенность потребностей, сформировавшихся ранее. Напри­мер, на основе любознательности ребенка можно формиро­вать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруисти­ческую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историче­скую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на при­мере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу ин­формации от одного человека к другому. Но затем (с развити­ем письменности, изобретением радио и телевидения, созда­нием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о це­лой группе потребностей. Во-вторых, потребность может ме­нять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерар­хия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идео­логии большее значение начинают приобретать мотивы лич­ностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индиви­дуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспита­ния, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мо­тивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности представляют интерес не толь­ко для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 6-37.

Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118-120.

Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.

5.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т- 1.С. 12—55.

Источники: https://helpiks.org/7-74418.html, https://lartdoll.net/pedagogicheskay-psihologiya/39-lekcii-po-psihologii-professionalnogo-obrazovanija/1069-psihologicheskie-osobennosti-studentov.html, https://studfiles.net/preview/5842547/page:7/

Источник

Ý.Ôðîìì â ñâîåé êíèãå “×åëîâåê äëÿ ñàìîãî ñåáÿ” ïèøåò, ÷òî ÷åëîâåê ìîæåò îáìàíóòüñÿ îòíîñèòåëüíî ñâîèõ äåéñòâèòåëüíûõ èíòåðåñîâ, åñëè îí íå çíàåò â äîñòàòî÷íîé ìåðå íè ñåáÿ ñàìîãî, íè ñâîèõ íóæä, íè äîëãà è îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä ñîöèóìîì. Ôðîìì ñ÷èòàåò, ÷òî áûòü “ñàìèì ñîáîé” – ýòî óñëîâèå äîñòèæåíèÿ ôèçè÷åñêîé è äóõîâíîé öåëîñòíîñòè, òî åñòü áûòü “äëÿ ñàìîãî ñåáÿ” â íîðìàõ íðàâñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ áåç ýãîèçìà è èððàöèîíàëüíîãî àâòîðèòåòà.
Ôðîìì ïèøåò, ÷òî “èððàöèîíàëüíûé àâòîðèòåò” îïèðàåòñÿ íà ñâîþ íåîãðàíè÷åííóþ ñèëó è èñïîëüçîâàíèå âñåâîçìîæíûõ ñòðàõîâ â êðóãó îáùåíèÿ. Êðèòèêà èððàöèîíàëüíîãî àâòîðèòåòà íå òîëüêî íå äîïóñòèìà, íî ïîïðîñòó çàïðåùåíà.
Èððàöèîíàëüíûé àâòîðèòåò îïèðàåòñÿ íà íåïðîäóêòèâíûå âèäû îðèåíòàöèè ÷åëîâå÷åñêîãî õàðàêòåðà.

Äëÿ îòëè÷èÿ íåïðîäóêòèâíûõ âèäîâ îðèåíòàöèè îò ïðîäóêòèâíîé îðèåíòàöèè Ôðîìì ðàçðàáîòàë ïÿòü õàðàêòåðíûõ “èäåàëüíûõ òèïîâ” îðèåíòàöèé ÷åëîâåêà. Ñàìî ðàçíîîáðàçèå ýòèõ õàðàêòåðèñòèê ÷åëîâå÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ äëÿ îòäåëüíûõ èíäèâèäîâ äåëàåò ýòîãî èíäèâèäà íåïîâòîðèìûì, óíèêàëüíûì, òî åñòü ëè÷íîñòüþ. Ýòè ëè÷íîñòíûå õàðàêòåðèñòèêè ÿâëÿþòñÿ ïîêàçàòåëåì òîãî, íàñêîëüêî ÷åëîâåê ïðåóñïåë â èñêóññòâå æèòü. Ïîä ëè÷íîñòüþ, Ý.Ôðîìì ïîíèìàåò, öåëîêóïíîñòü êàê óíàñëåäîâàííûõ, òàê è ïðèîáðåòåííûõ ïñèõè÷åñêèõ êà÷åñòâ, êîòîðûå îïðåäåëÿþò åãî ìûøëåíèå è ïîâåäåíèå â ðàçíûõ ñèòóàöèÿõ ( æèçíè, ëþáâè è äåÿòåëüíîñòè). Îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè: äåÿòåëüíàÿ- ëþáÿùàÿ – ðàçóìíàÿ.

Ôðîìì îïðåäåëèë 5 òèïîâ îðèåíòàöèé ëè÷íîñòè:
* Ðåöåïòèâíàÿ, ïîëó÷àþùàÿ.
Òàêîé òèï ëè÷íîñòè ñ÷èòàåò, ÷òî “èñòî÷íèê âñåõ áëàã” íàõîäèòñÿ âî âíåøíåì ìèðå. Òàêîé ÷åëîâåê îïòèìèñòè÷åí è äðóæåëþáåí, íî âñåãäà èùåò “äîáðîãî âîëøåáíèêà”. ×åëîâåê ÷óâñòâóåò èëè äåëàåò òî, ÷òî îò íåãî æäóò; åãî àêòèâíîñòè íåäîñòàåò ñïîíòàííîñòè â òîì ñìûñëå, ÷òî åãî ïîñòóïêè îáóñëîâëåíû íå ñîáñòâåííûìè óìñòâåííûì èëè ýìîöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì, à âíåøíèì èñòî÷íèêîì. Îí íå ñàìîñòîÿòåëüíûé, çàâèñèìûé, ñ ïàðàëè÷îì êðèòè÷åñêîé ñïîñîáíîñòè è áîèòñÿ íåñòè îòâåòñòâåííîñòü â äåëå ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé. Òàêîé ÷åëîâåê âñåãäà ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ è ñòàðàåòñÿ íðàâèòüñÿ ñèëüíûì ìèðà, èíà÷å, êàê îí ñ÷èòàåò, íå óñòðîèò ñâîþ æèçíü ñ÷àñòëèâî è áîãàòî.  òàêîì ñëó÷àå ïðîáëåìà ëþáâè ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ñâîäèòñÿ ê òîìó, ÷òîáû “áûòü ëþáèìûì”. Îíè ëþáÿò ãîâîðèòü “Äà” âñåì è êàæäîìó. Ñîöèàëèçàöèÿ – ìàçîõèñòñêèé òèï. Äåâèçû: “ß èùó ñîâåò è “èñòî÷íèê ïîääåðæêè”. “ß åñòü òî, ÷åì ÿ îáëàäàþ”.
* Ýêñïëóàòàòîðñêàÿ, áåðóùàÿ, àâòîðèòàðíàÿ.
Åäèíñòâåííûé ñïîñîá îáðåñòè æåëàåìîå – ýòî ïîëó÷èòü åãî èç âíåøíåãî èñòî÷íèêà, à íå äîáèâàòüñÿ ñîáñòâåííûìè ñèëàìè. Ïðè ýòîì îíè íå îæèäàþò ïîìîùè îò äðóãèõ êàê äàðà, à îòáèðàþò ñèëîé èëè îáìàíîì.  îáëàñòè ëþáâè ëþäè òàêæå ñêëîííû ïðèñâàèâàòü è êðàñòü.Ëþáîé ÷åëîâåê ðàññìàòðèâàåòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî ïîëåçíîñòè. Ïëàãèàò, ïîäîçðèòåëüíîñòü, öèíèçì è èñòî÷åíèå çàâèñòè è ðåâíîñòè. Âðàæäåáíîñòü è ìàíèïóëèðîâàíèå.Ñîöèàëèçàöèÿ – ñàäèñòè÷åñêèé òèï. Äåâèç: “Êðàäåííîå âñåãäà ñëàùå”.
* Ñòÿæàòåëüñêàÿ, èëè íàêîïèòåëüíàÿ
Áåçîïàñíîñòü îñíîâûâàåòñÿ íà íàêîïëåíèè è ñîõðàíåíèè óæå íàêîïëåííîãî, òðàòû âîñïðèíèìàþòñÿ êàê óãðîçà. Ñêóïîñòü ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è íà äåíüãè, è íà ÷óâñòâà, è íà ìûñëè. Ëþáîâü ýòî âëàäåíèå è îáëàäàíèå. Ãëàâíîå ïðåäàííîñòü è ïðèâÿçàííîñòü ê âîñïîìèíàíèÿì. Ôàíàòè÷íàÿ ÷èñòîïëîòíîñòü, íàâÿç÷èâàÿ ïóíêòóàëüíîñòü. Ïîñòîÿííîå “íåò” – ýòî ïî÷òè àâòîìàòè÷åñêàÿ çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ. Àêòèâíîñòü è òðàòà ñèë ïðèâîäèò ê ïîëíîé ñòàãíàöèè è ïàðàëèçàöèè. Ñîöèàëèçàöèÿ – äåñòðóêòèâíûé òèï. Äåâèçû: “Ìî¸ – ýòî ìî¸, à âàøå – ýòî âàøå”. “Íåò íè÷åãî íîâîãî ïîä ëóíîé”.
* Ðûíî÷íàÿ, îáìåíèâàþùàÿ, íàõðàïèñòàÿ.
Ëè÷íîñòè ñ ðûíî÷íûì õàðàêòåðîì …íå èìåþò äàæå ñâîåãî ñîáñòâåííîãî ß íà êîòîðîå îíè ìîãëè áû îïåðåòüñÿ, èáî èõ ß ïîñòîÿííî ìåíÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèíöèïîì – “ß òàêîé. êàêîé ÿ âàì íóæåí”. Áåçîïàñíîñòü îñíîâûâàåòñÿ íà ñòÿæàòåëüñòâå è ýêîíîìèè. ×åëîâåê âîñïðèíèìàåò ñàìîãî ñåáÿ è êàê ïðîäàâöà, è êàê òîâàð äëÿ ïðîäàæè íà ðûíêå. Ïðåîáëàäàåò ðàññóäî÷íîå, ìàíèïóëÿòèâíîå ìûøëåíèå, ýìîöèîíàëüíàÿ æèçíü àòðîôèðóåòñÿ. Ëþáîâü “ïî ðàñ÷åòó”. Ñîöèàëèçàöèÿ – ðàâíîäóøíûé òèï. Äåâèç: “ß òàêîâ, êàêèì âû õîòèòå ìåíÿ âèäåòü”.
* Ïðîäóêòèâíàÿ, ïëîäîòâîðíàÿ èëè ïðîèçâîäÿùàÿ.
Íåçàâèñèìûé èíäèâèä ñ ïîçèòèâíîé ñâîáîäîé. Íàëè÷èå ÷åëîâå÷åñêîé ñïîñîáíîñòè èñïîëüçîâàòü ñâîè ñèëû è ðåàëèçîâàòü çàëîæåííûå âîçìîæíîñòè. Îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè: äåÿòåëüíàÿ – ëþáÿùàÿ – ðàçóìíàÿ. ×åëîâåê âîñïðèíèìàåò ñàìîãî ñåáÿ è êàê îòâåòñòâåííûé çà ñâîé ðîñò è ðàçâèòèå. Îí çàáîòëèâûé è îòâåòñòâåííûé çà ïîðÿäîê è çàêîí ñ ðàçâèòûì ÷óâñòâîì ëþáâè. Îí äåÿòåëü, îñóùåñòâëÿþùèé ñâîè âîçìîæíîñòè ñ öåëåíàïðàâëåííûì íàïðàâëåíèåì ê áëàãîìó è ðàçóìíîìó ñìûñëó æèçíè. Îí ñïîñîáåí ðèòìè÷åñêè ìåíÿòü äåÿòåëüíîñòü è îòäûõ, íåïðèíóæäåííî ðàäîâàòüñÿ è îòäûõàòü.×åëîâåê ñàì – èñòî÷íèê ñâîèõ ñèë. Ïðîäóêòèâíàÿ ëþáîâü – ýòî çàáîòà, îòâåòñòâåííîñòü, óâàæåíèå, çíàíèå è ïîíèìàíèå äðóãîãî è ñòðåìëåíèå äàòü âîçìîæíîñòü äðóãîìó ÷åëîâåêó ðàñòè è ðàçâèâàòüñÿ. Äåâèçû: “ß ñâîáîäåí â îñóùåñòâëåíèè ðàöèîíàëüíîãî!” “Ó ìåíÿ åñòü äîáðàÿ âîëÿ”, “ß åñòü òî, ÷òî ÿ äåëàþ, ÷óâñòâóþ, ëþáëþ”.

Íî ïîðîé ñîöèàëüíûå óñëîâèÿ íå ïðåäïîëàãàþò âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà â ýòîì íàïðàâëåíèè. Äëÿ ÷åëîâåêà îñòàåòñÿ îäèí ñïîñîá ïîáåäèòü îäèíî÷åñòâî – óáåæàòü, ïîä÷èíèòüñÿ èëè âñòóïèòü â òàêèå îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè è ìèðîì, êîòîðûå îáåùàþò ñïàñåíèå îò íåîïðåäåë¸ííîñòè. Òàê âîçíèêàþò íåïðîäóêòèâíûå ñïîñîáû óäîâëåòâîðåíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé. Íå ñëó÷àéíî Ý.Ôðîìì ïèøåò î áåãñòâå ÷åëîâåêà îò ñâîáîäû â àâòîðèòàðèçì, äåñòðóêòèâèçì è êîíôîðìèçì. Îíè ÿâëÿþòñÿ èððàöèîíàëüíûìè è áåññîçíàòåëüíûìè. Ðàçëè÷íûå â ñâîèõ ïðîÿâëåíèÿ, îíè ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì îäíîé áàçîâîé ïîòðåáíîñòè – èçáåæàòü ñîáñòâåííîé ñëàáîñòè è èçîëèðîâàííîñòè.

Ðåöåïòèâíàÿ îðèåíòàöèÿ
“×åëîâåê , îáëàäàþùèé ðåöåïòèâíîé îðèåíòàöèåé, ïîëàãàåò, ÷òî “èñòî÷íèê âñåõ áëàã” íàõîäèòñÿ âî âíåøíåì ìèðå, è ñ÷èòàåò, ÷òî åäèíñòâåííûé ïóòü îáðåñòè æåëàåìîå – áóäü òî íå÷òî ìàòåðèàëüíîå èëè êàêîå-òî ÷óâñòâî, ëþáîâü, çíàíèå, óäîâîëüñòâèå – ýòî ïóòü ïîëó÷åíèÿ èçâíå.  ýòîì ñëó÷àå ïðîáëåìà ëþáâè ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ñâîäèòñÿ ê òîìó, ÷òîáû “áûòü ëþáèìûì”, à íå ëþáèòü ñàìîìó. Òàêèå ëþäè íåðàçáîð÷èâû â âûáîðå ëþáîâíûõ ïàðòíåðîâ, ïîñêîëüêó áûòü ëþáèìûì äëÿ íèõ íàñòîëüêî çàõâàòûâàþùåå ïåðåæèâàíèå, ÷òî îíè îòäàþòñÿ ëþáîìó, êòî äàåò èì ëþáîâü èëè ïî êðàéíåé ìåðå íå÷òî ïîõîæåå íà ëþáîâü. Îíè êðàéíå ÷óâñòâèòåëüíû ê óõîäó îò íèõ èëè ðåçêîìó ðàçðûâó îòíîøåíèé ñ íèìè ñî ñòîðîíû ëþáèìûõ èìè. <..> Òàêèì ëþäÿì ñâîéñòâåííî èñêàòü êîãî-íèáóäü, êòî äàë áû èì òðåáóåìóþ èíôîðìàöèþ, âìåñòî òîãî ÷òîáû ïðèëîæèòü õîòÿ áû ìèíèìóì óñèëèé è ïîëó÷èòü å¸ ñàìîñòîÿòåëüíî. <..> Îíè âñåãäà èùóò “äîáðîãî âîëøåáíèêà”. Ê ðóêå äàþùåé îíè âñåãäà èñïûòûâàþò îñîáîå ÷óâñòâî ïðåäàííîñòè è âå÷íî èñïûòûâàþò ñòðàõ ïîòåðè. Íî ïîñêîëüêó îíè íóæäàþòñÿ â ïîääåðæêå ìíîãèõ, ÷òîáû ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ â áåçîïàñíîñòè, òî îíè âûíóæäåíû ïðîÿâëÿòü ïðåäàííîñòü ê áîëüøèíñòâó ëþäåé. Èì òðóäíî ñêàçàòü “íåò”, è îíè ëåãêî, â ïîäòâåðæäåíèå ñâîåé ïðåäàííîñòè. äàþò îáåùàíèÿ. <..> Èì òðóäíî ñêàçàòü “íåò”, è îíè ëåãêî, â ïîäòâåðæäåíèå ñâîåé ïðåäàííîñòè, äàþò îáåùàíèÿ . <..>  îäèíî÷åñòâå îíè ÷óâñòâóþò ñåáÿ ñîâñåì ïîòåðÿííûìè, èáî íå â ñîñòîÿíèè íè÷åì çàíèìàòüñÿ áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè.
<..> öåëîì ëèöà ñ ðåöåïòèâíîé îðèåíòàöèåé îáëàäàþò îïòèìèñòè÷åñêèì ìèðîâîççðåíèåì è äðóæåëþáèåì”.

Ýêñïëóàòàòîðñêàÿ îðèåíòàöèÿ
“Ýêñïëóàòàòîðñêàÿ îðèåíòàöèÿ, ïîäîáíî ðåöåïòèâíîé, îñíîâàíà ïîñòóëàòå, ÷òî èñòî÷íèê âñåõ áëàã íàõîäèòñÿ âîâíå, ÷òî âñ¸, ÷òî ÷åëîâåêó õîòåëîñü áû ïîëó÷èòü, îí äîëæåí èñêàòü âîâíå, à íå äîáèâàòüñÿ ñîáñòâåííûìè ñèëàìè. Ðàçíèöà ìåæäó íèìè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ëþäè ñ ýêñïëóàòàòîðñêîé îðèåíòàöèåé íå îæèäàåò ïîìîùè îò äðóãèõ êàê äàðà, à îòáèðàþò ñèëîé èëè îáìàíîì. Ýòà îðèåíòàöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ âî âñåõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè.  îáëàñòè ëþáâè è ÷óâñòâ ýòè ëþäè èìåþò òåíäåíöèþ çàõâàòûâàòü è âîðîâàòü. Îíè èñïûòûâàþò âëå÷åíèå òîëüêî ê òåì, êîãî ìîæíî îòíÿòü ó äðóãîãî. Ïðèâëåêàòåëüíîñòü äëÿ íèõ îáóñëîâëåíà ïðèâÿçàííîñòüþ ÷åëîâåêà ê êîìó-òî äðóãîìó; îíè, êàê ïðàâèëî,íå âëþáëÿþòñÿ â òåõ, êòî íå ïðèíàäëåæèò íèêîìó äðóãîìó. Òî æå ñàìîå ïðîÿâëÿåòñÿ è â îòíîøåíèè èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Òàêèå ëþäè ñòðåìÿòñÿ íå ïðîäóöèðîâàòü èäåè, à êðàñòü èõ. <..> Òî æå ñàìîå âåðíî è â îòíîøåíèè èõ ê ìàòåðèàëüíûì âåùàì. <..> Èõ äåâèç – “êðàäåííîå âñåãäà ñëàùå». <..> Ëþáîé ÷åëîâåê ÿâëÿåòñÿ äëÿ íèõ îáúåêòîì ýêñïëóàòàöèè è âîñïðèíèìàåòñÿ òîëüêî ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî ïîëåçíîñòè”.

Ñòÿæàòåëüñêàÿ, èëè íàêîïèòåëüíàÿ
“Âñå íîâîå, ÷òî ìîæåò áûòü ïî÷åðïíóòî èçâíå, âûçûâàåò ó ëþäåé ýòîãî òèïà õàðàêòåðà ÷óâñòâî íåäîâåðèÿ. Áåçîïàñíîñòü ýòèõ ëþäåé îñíîâûâàåòñÿ íà íàêîïëåíèè è ñîõðàíåíèè óæå íàêîïëåííîãî, êîãäà êàê òðàòû âîñïðèíèìàåòñÿ èìè êàê óãðîçà. <..> Èõ ñêóïîñòü îäèíàêîâî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è íà äåíüãè, è íà ÷óâñòâà, è íà ìûñëè. Ëþáîâü äëÿ íèõ – ýòî îâëàäåíèå, îáëàäàíèå; îíè íå äàþò ëþáâè, à ñòàðàþòñÿ îâëàäåòü «âîçëþáëåííûì». Ëèöà ñ íàêîïèòåëüíîé îðèåíòàöèåé ÷àñòî ïðîÿâëÿþò ñâîåãî ðîäà ïðåäàííîñòü ê ëþäÿì è ïðèâÿçàííîñòü ê âîñïîìèíàíèÿì.  ñèëó ñåíòèìåíòàëüíîñòè ïðîøëîå âèäèòñÿ èìè êàê çîëîòûå äíè; îíè äåðæàòñÿ çà íåãî è ïðåäàþòñÿ óäîâîëüñòâèþ âîñïîìèíàíèé î ïðîøëûõ ÷óâñòâàõ è ïåðåæèâàíèÿõ. Îíè ìíîãîå çíàþò, íî áåñïëîäíû, íî áåñïëîäíû è íå ñïîñîáíû ê ïðîäóêòèâíîìó ìûøëåíèþ.
<..> Äðóãàÿ õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà ýòèõ ëþäåé – ïðèâåðæåííîñòü ê ïîðÿäêó äî ïåäàíòèçìà. Ó ÷åëîâåêà òàêîãî òèïà âñåãäà ïîðÿäîê â âåùàõ, ìûñëÿõ è ÷óâñòâàõ, íî êàê è â ñëó÷àå ñ ïàìÿòüþ, åãî àêêóðàòíîñòü áåñïëîäíà è ðèãèäíà.
<..> Ëþäè ñ ýòèì òèïîì îðèåíòàöèè ñêëîííû ê ïîäîçðèòåëüíîñòè è îáëàäàþò ñâîåîáðàçíûì ÷óâñòâîì ñïðàâåäëèâîñòè, êîòîðîå, â ñóùíîñòè, ìîæåò áûòü âûðàæåíî ñëîâàìè: “ìî¸ – ýòî ìî¸, à âàøå – ýòî âàøå».

Ðûíî÷íàÿ
“Ïîñêîëüêó ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê îùóùàåò ñåáÿ îäíîâðåìåííî è òîâàðîì è ïðîäàâöîì, åãî ñàìîóâàæåíèå çàâèñèò îò óñëîâèé, êîòîðûå îí íå ìîæåò êîíòðîëèðîâàòü. Åñëè îí äîáèâàåòñÿ óñïåõà, òî îñîçíàåò ñåáÿ äîñòîéíîé ëè÷íîñòüþ, åñëè æå íåò, òî ñ÷èòàåò ñåáÿ íåóäà÷íèêîì èëè äàæå íè÷òîæåñòâîì. Ïðè÷¸ì ñòåïåíü íåóâåðåííîñòè â ñåáå ñ òðóäîì ïîääàåòñÿ êîððåêòèðîâêå. <..> Åñëè æå öåííîñòü ÷åëîâåêà îïðåäåëÿåòñÿ ïðåâðàòíîñòÿìè ðûíêà, òî ÷óâñòâà ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà è ãîðäîñòè ïîïèðàþòñÿ. <..> Èõ óíèêàëüíîñòü íå òîëüêî íè÷åãî íå ñòîèò, íî ôàêòè÷åñêè äàæå ñòàíîâèòñÿ áàëàíñîì. <..> Ìåæäó òåì ðûíî÷íàÿ îðèåíòàöèÿ íå ðàçâèâàåò êàêèõ-ëèáî êà÷åñòâ, ïîòåíöèàëüíî çàëîæåííûõ â ÷åëîâåêå …å¸ ñîêðîâåííàÿ ïðèðîäà â òîì, ÷òî îíà íå íàïðàâëåíà íà ðàçâèòèå êàêîãî-òî ñïåöèôè÷åñêîãî è ïîñòîÿííîãî âèäà îòíîøåíèé, íî ÷òî èìåííî ÷ðåçâû÷àéíàÿ èçìåí÷èâîñòü âñÿêèõ îòíîøåíèé – åäèíñòâåííàÿ ïîñòîÿííàÿ ÷åðòà ýòîãî òèïà îðèåíòàöèè. Ïðè ýòîé îðèåíòàöèè ó ÷åëîâåêà íà êàæäûé ìîìåíò âðåìåíè ðàçâèâàþòñÿ èìåííî òå êà÷åñòâà, êîòîðûå ìîãóò áûòü ïðîäàíû íà ðûíêå ñ íàèáîëüøèì óñïåõîì. <..> Ëè÷íîñòü ñ ðûíî÷íîé îðèåíòàöèåé äîëæíà áûòü ñâîáîäíà è åù¸ ðàç ñâîáîäíà îò âñÿêèõ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé. <..> Òîò, êòî õî÷åò …ïðåóñïåòü â êàêîì-íèáóäü äåëå, äîëæåí ñòàòü ÷ëåíîì áîëüøîé îðãàíèçàöèè, ãäå ïðîÿâèòñÿ åãî ãëàâíîå êà÷åñòâî- ñïîñîáíîñòü èãðàòü òðåáóåìóþ ðîëü. Äåïåðñîíàëèçàöèÿ, ïóñòîòà, áåññìûñëåííîñòü æèçíè, àâòîìàòèçèðîâàííîñòü ïðèâîäÿò ê ðîñòó íåóäîâëåòâîðåííîñòè, ê ïîòðåáíîñòè ïîèñêà íîâûõ, áîëåå àäåêâàòíûõ ñïîñîáîâ æèçíè, à òàê æå íîðì, êîòîðûå âåëè áû ÷åëîâåêà ê èñòèííî ÷åëîâå÷åñêèì öåëÿì”.

Ïðîäóêòèâíàÿ, ïëîäîòâîðíàÿ èëè ïðîèçâîäÿùàÿ
“Ïðîäóêòèâíîñòü åñòü ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ïðèìåíÿòü ñâîè ñèëû, ðåàëèçóÿ çàëîæåííûå â í¸ì âîçìîæíîñòè.
<..> Ïðîäóêòèâíîñòü – ýòî îòíîøåíèå, ê êîòîðîìó ñïîñîáåí ëþáîé ÷åëîâåê, åñëè ó íåãî íåò ýìîöèîíàëüíûõ è ïñèõè÷åñêèõ îòêëîíåíèé. <..> Äëÿ òîãî ÷òîáû ïîäòîëêíóòü ðàçâèòèå, ðàñêðûòèå èíòåëëåêòóàëüíûõ è ýìîöèîíàëüíûõ ïîòåíöèé, ñâîåé ñàìîñòè, íåîáõîäèìà ïðîäóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü, àêòèâíîñòü. Òðàãåäèÿ ÷åëîâåêà îò÷àñòè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî åãî ðàçâèòèå íèêîãäà íå çàâåðøàåòñÿ; äàæå â íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ ÷åëîâåê ðåàëèçóåò ëèøü ÷àñòü ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, èáî îí óñïåâàåò óìåðåòü, ïðåæäå ÷åì ïîëíîñòüþ ðîäèòñÿ». Èñòîðèÿ ïîíÿòèÿ ïðîäóêòèâíîñòè
Àðèñòîòåëü «óòâåðæäàåò, ÷òî äîáðîäåòåëü îïðåäåëÿåòñÿ ÷åðåç äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà. <..> Äîáðîäåòåëüíûé ÷åëîâåê, ñîãëàñíî Àðèñòîòåëþ, – ýòî ÷åëîâåê, êîòîðûé ïîñðåäñòâîì ñâîåé äåÿòåëüíîñòè, ðóêîâîäñòâóÿñü ðàçóìîì, îñóùåñòâëÿåò çàëîæåííûå â íåì âîçìîæíîñòè. «Ïîä äîáðîäåòåëüþ è ñïîñîáíîñòüþ (potentia), ãîâîðèò Ñïèíîçà, – ÿ ðàçóìåþ îäíî è òîæå». Ñâîáîäà è ñ÷àñòüå çàêëþ÷àþòñÿ â ïîíèìàíèè ÷åëîâåêîì ñàìîãî ñåáÿ è â åãî ñòðåìëåíèè îñóùåñòâèòü ñâîè âîçìîæíîñòè, ñ òåì ÷òîáû âñ¸ «áîëåå è áîëåå ïðèáëèæàòüñÿ ê ïðåäíà÷åðòàííîìó íàìè îáðàçöó ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû». Äîáðîäåòåëü, ñîãëàñíî Ñïèíîçå, òîæäåñòâåííà èñïîëüçîâàíèþ ÷åëîâåêîì ñâîèõ ñèë, à ïîðîê îòîæäåñòâëÿåòñÿ ñ íå óìåíèåì èñïîëüçîâàòü ñâîè ñèëû. Ñóùíîñòü çëà, ñîãëàñíî Ñïèíîçå, çàêëþ÷àåòñÿ â áåññèëèè». Ãåòå ñ÷èòàåò, ÷òî ñìûñë æèçíè â ïðîäóêòèâíîé òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòíîé äåÿòåëüíîñòè, òðóäå, â äîáðîäåòåëüíîñòè.
Ïðîäóêòèâíàÿ ëþáîâü è ìûøëåíèå
«Ïðîäóêòèâíîå îòíîøåíèå ê ìèðó ìîæåò âûðàæàòüñÿ è â äåÿòåëüíîñòè, ïîñòóïêàõ, è ïîíèìàíèè, óìîçðåíèè.×åëîâåê ïðîèçâîäèò, äåëàåò âåùè, ïðèìåíÿÿ ñâîè ñèëû ê âåùåñòâó, ìàòåðèè. ×åëîâåê ïîñòèãàåò ìèð èíòåëëåêòóàëüíî è ýìîöèîíàëüíî ÷åðåç äåÿòåëüíîñòü ëþáâè è ðàçóìà. Ñèëà ðàçóìà ïîçâîëÿåò åìó ïðîíèêíóòü â ñóòü âåùåé è ÿâëåíèé ïðè óñëîâèè àêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íèìè. Ñèëà ëþáâè ïîçâîëÿåò åìó ïðåîäîëåòü ïðåãðàäó, îòäåëÿþùóþ åãî îò äðóãîãî ÷åëîâåêà, ÷òîáû ëó÷øå ïîíÿòü åãî. Õîòÿ ëþáîâü è ðàçóì – âñåãî ëèøü ðàçëè÷íûå ôîðìû ïîíèìàíèÿ äàííîãî ìèðà è õîòÿ íè îäíà íå âîçìîæíà áåç äðóãîé, îíè îòðàæàþò ðàçëè÷íûå ñèëû – ýìîöèè è ìûøëåíèå, à ïîòîìó äîëæíû ðàññìàòðèâàòüñÿ îòäåëüíî.

Ôðîìì ðàñêðûë ïðîòèâîðå÷èÿ ïîçèöèè ÷åëîâåêà â åãî îáùåíèè ñ îêðóæàþùèìè.
Ôðîìì ïèøåò: «Ìû ìîæåì âûäåëèòü ñëåäóþùèå âèäû ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé: ñèìáèîòè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, îò÷óæäåííîñòü è ðàçðóøåíèå; ëþáîâü”.
Ïðè ñèìáèîòè÷åñêèõ îòíîøåíèÿõ, çàâèñèìûé è ïîãëîùåííûé, ÷åëîâåê ñâÿçàí ñ äðóãèìè, íî ïðè ýòîì ëèáî òåðÿåò, ëèáî íèêîãäà íå äîñòèãàåò íåçàâèñèìîñòè. Îí èçáåãàåò îïàñíîñòè îäèíî÷åñòâà, ñòàíîâÿñü ÷àñòüþ äðóãîãî ÷åëîâåêà, áóäó÷è «ïîãëîùåííûì» äðóãîé ëè÷íîñòüþ, èëè «ïîãëîòèâøèì» å¸. Ïåðâîå åñòü ñóòü òîãî ÿâëåíèÿ, êîòîðîå êëèíè÷åñêè îïèñûâàåòñÿ êàê ìàçîõèçì». <..> Ôîðìû «ìîãóò ðàöèîíàëèçèðîâàòüñÿ êàê æåðòâåííîñòü, äîëã èëè ëþáîâü».
<..>”Ñòðåìëåíèå ïîãëîòèòü äðóãèõ, ñàäèçì êàê àêòèâíàÿ ôîðìà ñèìáèîòè÷åñêîé ñâÿçè, ðàöèîíàëèçèðóåòñÿ êàê ëþáîâü, ñâåðõ ïîêðîâèòåëüñòâî, «çàêîííàÿ» âëàñòü, «çàêîííàÿ» ìåñòü è ò.ä.».
Ý.Ôðîìì îòìå÷àåò, ÷òî ñèìáèîç âîçìîæåí ìåæäó Ðåöåïòèâíîé (ïîëó÷àòåëüñêîé) è Ýêñïëóàòàòîðñêîé (áåðóùåé) îðèåíòàöèåé ëè÷íîñòÿìè, ïðè÷åì ñî ñòîðîíû Ðåöåïòèâíîé íàáëþäàåòñÿ çàâèñèìûé, ìàçîõèñòñêèé àñïåêò, à ñî ñòîðîíû Ýêñïëóàòàòîðñêîé (áåðóùåé) îðèåíòàöèåé àâòîðèòàðíûé, ñàäèñòè÷åñêèé àñïåêò.
Ïðè ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèÿõ âåäóùèõ ê îò÷óæäåííîñòè è ðàçðóøåíèÿ ñâîéñòâåííû Íàêîïèòåëüñêîé è Ðûíî÷íîé îðèåíòàöèåé ëè÷íîñòÿìè, ïðè÷åì äåñòðóêòèâíîñòü ÿâëÿåòñÿ àêòèâíîé ôîðìîé îò÷óæä¸ííîñòè.
Ý.Ôðîìì ïèøåò: « Äåñòðóêòèâíîñòü – ýòî àêòèâíàÿ ôîðìà îò÷óæä¸ííîñòè; ïîòðåáíîñòü ðàçðóøàòü ëè÷íîñòü äðóãîãî âîçíèêàåò èç ñòðàõà áûòü ðàçðóøåííûì äðóãèì. Ïîñêîëüêó îò÷óæäåííîñòü è äåñòðóêòèâíîñòü – ïàññèâíàÿ è àêòèâíàÿ ôîðìû îäíîãî è òîãî æå òèïà îòíîøåíèé, îíè ÷àñòî ñî÷åòàþòñÿ â ðàçíûõ ïðîïîðöèÿõ».

Ðàññìîòðèì ÷åòûðå õàðàêòåðèñòèêè (ïîëîæèòåëüíûõ è îòðèöàòåëüíûõ) â êàæäîì òèïå îðèåíòàöèé ëè÷íîñòè ( Ðåöåïòèâíîé, Ýêñïëóàòàòîðñêîé, Ñòÿæàòåëüñêîé, Ðûíî÷íîé) äàííûå Ý.Ôðîììîì.

1.Ðåöåïòèâíàÿ, ïîëó÷àþùàÿ îðèåíòàöèÿ:
·ïîëó÷àþùèé – íî ïàññèâíûé, íåèíèöèàòèâíûé;
·îòâåòñòâåííûé – íî íå èìåþùèé ñîáñòâåííîãî ìíåíèÿ;
·ïðåäàííûé – íî ïîä÷èíÿþùèéñÿ;
·ñêðîìíûé – íî íå èìåþùèé ãîðäîñòè;
·îáàÿòåëüíûé – íî ïàðàçèòèðóþùèé;
·àäàïòèðóþùèé – íî áåñïðèíöèïíûé
·ñîöèàëüíî ïðèñïîñîáëåííûé – íî ðàáîëåïíûé, íå óâåðåííûé â ñåáå;
·èäåàëèñòè÷íûé – íî íåðåàëèñòè÷íûé;
·÷óâñòâèòåëüíûé – íî ìàëîäóøíûé;
·âåæëèâûé – íî áåñõðåáåòíûé;
·îïòèìèñòè÷íûé – íî ïðèíèìàþùèé æåëàåìîå çà äåéñòâèòåëüíîå;
·äîâåðÿþùèé – íî ëåãêîâåðíûé;
·÷óòêèé, äåëèêàòíûé – íî ñåíòèìåíòàëüíûé.
2.Ýêñïëóàòàòîðñêàÿ, áåðóùàÿ îðèåíòàöèÿ:
·àêòèâíûé – íî ýêñïëóàòèðóþùèé;
·èíèöèàòèâíûé – íî àãðåññèâíûé;
·òðåáîâàòåëüíûé – íî ýãîöåíòðè÷íûé;
·ãîðäûé – íî òùåñëàâíûé;
·èìïóëüñèâíûé – íî îïðîìåò÷èâûé;
·ñàìîóâåðåííûé – íî íàäìåííûé;
·ïëåíÿþùèé – íî îáîëüùàþùèé;
3.Ñòÿæàòåëüñêàÿ, ñáåðåãàþùàÿ è íàêîïèòåëüíàÿ îðèåíòàöèÿ:
·ïðàêòè÷íûé – íî ëèøåííûé âîîáðàæåíèÿ;
·ýêîíîìíûé – íî ñêóïîé;
·çàáîòëèâûé – íî ïîäîçðèòåëüíûé;
·ñäåðæàííûé – íî ÷åðñòâûé;
·òåðïåëèâûé – íî àïàòè÷íûé;
·ïðåäóñìîòðèòåëüíû – íî îçàáî÷åííûé;
·ñòîéêèé, óïîðíûé – íî óïðÿìûé;
·íåâîçìóòèìûé – íî ëåíèâûé;
·óðàâíîâåøåííûé – íî èíåðòíûé â ñòðåññîâîé ñèòóàöèè;
·àêêóðàòíûé – íî ïåäàíòè÷íûé;
·ìåòîäè÷íûé – îäåðæèìûé íàâÿç÷èâîé èäååé;
·âåðíûé – íî ðàáñêè ïðåäàííûé.
4.Ðûíî÷íàÿ, îáìåíèâàþùàÿ îðèåíòàöèÿ:
·öåëåóñòðåìëåííûé – íî ïðèñïîñîáëåí÷åñêèé;
·ñïîñîáíûé ê ïåðåìåíàì – íî íåïîñëåäîâàòåëüíûé;
·ìîëîæàâûé – íî ðåáÿ÷ëèâûé;
·äàëüíîâèäíûé – íî áåç ïðîøëîãî è áóäóùåãî;
·íåïðåäóïðåæäåííûé – íî áåñïðèíöèïíûé, àìîðàëüíûé;
·îáùèòåëüíûé – íî íåñïîñîáíîé îñòàâàòüñÿ íàåäèíå;
·ýêñïåðèìåíòèðóþùèé – íî ëèøåííûé öåëåóñòðåìë¸ííîñòè;
·íåäîãìàòè÷íûé – íî áåñïðèíöèïíûé;
·ïðåäïðèèì÷èâûé – íî ãèïåðàêòèâíûé;
·ëþáîçíàòåëüíûé – íî áåñòàêòíûé;
·óìíûé – íî óìíè÷àþùèé;
·àäàïòèðóþùèéñÿ – íî íåðàçáîð÷èâûé;
·òåðïèìûé – íî ðàâíîäóøíûé;
·îñòðîóìíûé – íî ïðîñòîâàòûé;
·ùåäðûé – íî ðàñòî÷èòåëüíûé.

Ôðîìì ðàñêðûë ñîöèàëüíûé õàðàêòåð ÷åëîâåêà, êàê âçàèìîñâÿçü åãî èíäèâèäóàëüíîé ïñèõè÷åñêîé ñôåðû è ñîöèîýêîíîìè÷åñêîé  ñòðóêòóðû îáùåñòâà è êóëüòóðû. Îí óòâåðæäàë, ÷òî ÷åðòû ñîöèàëüíîãî õàðàêòåðà ÷åëîâåêà çàâèñÿò îò îðèåíòàöèè íà ïðîÿâëåíèå ãóìàíèñòè÷åñêîé ñîâåñòè. Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ ñîâåñòü – ýòî ðåàêöèÿ íàøåé öåëîñòíîé ëè÷íîñòè íà å¸ ñîáñòâåííîå ôóíêöèîíèðîâàíèå èëè äèñôóíêöèþ. Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ ñîâåñòü îðèåíòèðîâàíà íà ïðîäóêòèâíîñòü è òåì ñàìûì íà ñ÷àñòüå.

Источник