Молочница в повести тимур и его команда

Молочница в повести тимур и его команда thumbnail

Урок внеклассного чтения. «А.П. Гайдар. «Тимур и его команда»

Цели: Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара; способствовать более прочному усвоению содержания повести «Тимур и его команда» через разгадывание кроссворда-логогрифа; учить добру, коллективизму, воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению.

Объявление темы и цели урока.

II. Вступительная беседа о писателе.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание «красного командира», в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет — полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести «Р.В.С.» 1926) до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом «Комсомольской правды». Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.

У: Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется :

Д: (хором) «Тимур и его команда».

III. Разгадывание кроссворда-логогрифа.

Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.

1. Фамилия Тимура? (Гараев.)

У: С кем жил Тимур на даче?

Д: Тимур жил на даче с дядей Георгием.

2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.)

У: На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?

Д: Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб.

3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)

У: Что обнаружила Женя на чердаке?

Д: Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)

У: Зачем Женя искала почту?

Д: Ей нужно было отправить телеграмму папе.

5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)

У: Как проводила время шайка Михаила Квакина?

Д: Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты «на тычка», «на щелчка», «на оживи покойника».

6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)

7. Договорите слово:

— Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто — то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой: (Плакат.)

У: Найдите в тексте и прочитайте содержание плаката.

Д: Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей. Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрёт этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых.

8. Какое слово пропущено?

«Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал — так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)

— Кратко перескажите, что было дальше.

У: Какое слово было спрятано?

IV. Словарная работа

У: Объясните значение слова характер.

Выслушиваются ответы детей.

У: Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.

— Где в повести встречается слово характер?

Д: В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: «Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

:- Оля, — вставая, сказал отец, — я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)

(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)

У: На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?

Д: Благородство — высокая нравственность, самоотверженность, честность.

У: Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства?

Д: Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой.

У: Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков?

Д: Труд облагораживает человека.

У: Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании?

У: Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами?

Д: Парламентеров заперли в часовне.

У: Объясните значение слова парламентер?

Д: Парламентер — официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.

У: Знаете ли вы значение слова ультиматум?

Выслушиваются ответы детей.

У: Ультиматум — это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?

Д: «Ультиматум — это такое международное слово. Бить будут».

У: Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума?

Д: Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.

Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.

А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

V. Вопросы для самых внимательных читателей.

У: Украли! А какая была коза!

Ну, ______, а не коза________!

— У _______ рогов не бывает.

— Какое слово я пропустила?

У: Кто и кому с обидой сказал слова: «Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!» ?

Женя Оле, когда она послала ее за водой.

У: Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать — сделай хорошо!

Д: Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25.

У: Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе?

Д: Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: «Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!»)

У: Что говорится в повести об эхе?

Д: Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок.

VI. Вопросы и задания по тексту.

У: Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло?

Д: Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады:

У: Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, Женя играет с маленькой дочерью погибшего лейтенанта Павлова, возвращение домой пропавшей козы Маньки.

У: Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»?

Д: Главные герои книги такие же дети как мы:

У: Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?

Д: «Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

У: Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью «Тимур и его команда». Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода повести «Тимур и его команда» появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

20 января 2005 года в нашем городе Старый Оскол состоялся V слёт активистов детского движения города и района. Проходил он под девизом «Твори добро» и было на нём принято решение: возродить тимуровское движение. В феврале 2005 года на заседании большого совета ДО «Содружество» нашей 19 школы было принято решение на базе штаба «Память» создать тимуровский отряд «Память», в состав которого вы можете войти, когда перейдёте в 5 класс.

В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Кто из вас найдёт больше персонажей?

«Тимур и его команда»: краткое содержание, главные герои: что написать?

«Тимур и его команда»: краткое содержание, главные герои: что писать в читательский дневник?

Краткое содержание повести Аркадия Петровича Гайдара » Тимур и его команда «.

В отсутствие отца, полковника Красной армии Александрова, его дочери — восемнадцатилетняя Ольга и тринадцатилетняя Женя — приезжают в подмосковный дачный посёлок. Там младшая девочка подружилась с мальчиком Тимуром, и его отрядом, главной задачей которого было оказание посильной, но тайной помощи семьям, из каких мужчины отправились на военную службу. А старшая — познакомилась с Георгием Гараевым, представившемся ей инженером, а потом — артистом, на поверку же оказавшимся капитаном-танкистом и дядей Тимура. Помимо тимуровцев, в посёлке действует хулиганская шайка Михаила Квакина, главным занятием которых являлась кража фруктов со всех окрестных садов. Не разобравшись, кто есть кто, Ольга причислила Тимура к квакинцам, и запретила Жене проводить с ним время. Однако время всё расставило по своим местам — тимуровцы изловили малолетних вредителей и выставили их на всеобщее обозрение в одном из рыночных ларьков, а сам Тимур помог Жене увидеться с отцом, доставив её в Москву на дядином мотоцикле, буквально перед самым отъездом полковника, чем завоевал уважение последнего, и Ольги. Вскоре Гараева тоже вызвали из отпуска, и тимуровская команда устроила ему торжественные проводы.

  1. Тимур. О нём раньше бы сказали, что он настоящий пионер, а сейчас, что просто этот мальчик, несмотря на юный возраст, обладает всеми качествами Человека с большой буквы : добрый, имеющий открытое сердце и душу, мужественный, сдержанный, справедливый, целеустремлённый. Данные свойства характера способствуют непререкаемому авторитету подростка среди сверстников, и даже взрослых.
  2. Женя — боязливая (случай с собакой), до определённого момента послушная, трудолюбивая, чрезмерно любопытная (чердак тимуровцев и револьвер ) девочка с сильной волей.
  3. Георгий Гараев — человек-загадка, который непонятно почему скрывал свою истинную профессию военного. Впрочем, в преддверии надвигающихся переломных событий, в этом могла быть определённая необходимость.
  4. Ольга — почти взрослая, но всё ещё не до конца сформировавшаяся личность. Очень переживает, что Женька её не слушается, и в то же время делает странные вещи ( не сказав ни слова сестре внезапно уезжает в Москву ).
  5. Михаил Квакин. Самый интересный персонаж. С одной стороны, он сколотил шайку из, скорее всего, неблагополучных подростков с какими занимается набегами на яблони, и игрой в карты, но с другой — не всё так просто. Его избиение Фигуры — мальчишки для которого нет ничего святого — говорит о том, что хулиганское поведение — всего лишь способ бросить вызов обществу, сделать так, чтобы его заметили, но в конечном итоге этому парню, как и Тимуру, не чуждо чувство справедливости, и он не станет проявлять неоправданную жестокость к слабому человеку.

Молочница в повести тимур и его команда

Тимур и его команда

© OOO «Издательство Астрель», 2010

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.

В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.

Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:

– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…

– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.

Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.

Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.

Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.

Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.

При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.

Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.

Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.

Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.

Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.

Тут Ольга услышала быстрый тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветки, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.

Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.

Она вернулась к крыльцу.

– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница. – Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел, и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула.

А ночью просыпаюсь и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако Бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.

В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.

Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Источники:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/532660/
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2611102-timur-i-ego-komanda-kratkoe-soderzhanie-glavnye-geroi-chto-napisat.html
https://www.litmir.me/br/?b=31136&p=1

Источник

Благодаря произведению Гайдара «Тимур и его команда», в нашей стране возникло тимуровское движение. Сотни девчонок и мальчишек брали пример с главного героя Тимура и его команды, помогали пожилым, больным и нуждающимся людям. Герои повести учат патриотизму и любви к людям, ответственности и внимательности, собранности и дисциплине. В «Тимуре и его команде» герои являются не только образцом порядка, но и образцом настоящего человека. Гайдар является одним из известных писателей, чьи книги изучали в советских школах.

«Тимур и его команда» главные герои

Характеристика героев «Тимур и его команда»

Главные герои

Тимур

Смелый, решительный, отважный герой рассказа Гайдара, настоящий пионер. Создал свой отряд, который помогает местным жителям в хозяйственных делах. Ребята берут под свою защиту семьи военных. Следят за порядком. Тимур – ответственный человек, верный и надежный друг, хороший товарищ. Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан.

Женя

Девчонка лет тринадцати, одна из дочерей командира Красной армии. Вместе со старшей сестрой приехала на дачу. Бойкая и смелая девчонка, познакомившись с Тимуром, проникается сознанием того, какую полезную деятельность развернула команда ребят. Становится членом их команды, помогает во всех делах. Очень сильно любит своего отца и сестру Ольгу. Дружит с Тимуром.

Гараев

Приходится дядей Тимура. Молодой, талантливый человек, ответственный и решительный. Воспитывает Тимура. Инженер Гараев хорошо поет, играет в местном театре. Веселый, общительный молодой человек, катает Ольгу на мотоцикле. Влюбился в Ольгу, сестру Жени. Он ждет повестку, и получив ее, капитаном танковых войск уходит на фронт.

Ольга

Старшая дочь полковника Александрова. По решению отца, вместе с Женей отправилась на подмосковную дачу. Строгая сестра, старается воспитывать Женю. Ольге 18 лет, и она пытается казаться взрослой и самостоятельной девушкой. Часто ругает Женю за ее проделки и шалости, но на самом деле, горячо и искренне любит свою младшую сестренку. Честная и справедливая, объясняет Георгию Гараеву, что она ошиблась в своем суждении об его племяннике Тимуре. Провожает Гараева на фронт вместе с командой Тимура, и присоединившимися к ним местными жителями.

Михаил Квакин

Местный атаман хулиганов. В отличие от команды Тимура, его шайка приносит лишь неприятности местным жителям. Они опустошают сады, огороды, занимаются хулиганством. По сравнению со своими хулиганами, Квакин – умный и думающий парень, где-то даже справедливый и честный. Со временем к нему приходит понимание того, что он и его шайка делают некрасивые поступки, что они, фактически, постепенно становятся противниками Советской власти. Есть надежда, что Квакин Михаил станет настоящим человеком.

Второстепенные персонажи

Команда Тимура

Мальчишки и девчонки, делающие одно дело со своим командиром. Помогают пожилым людям, семьям, чьи отцы и мужья служат в Красной армии. Ответственные, смелые и решительные ребята. Дисциплинированные и дружные товарищи, горой стоят друг за друга.

Шайка Квакина

Местные хулиганы, любят безобразничать, драться. Воюют с командой Тимура. Слушаются своего атамана Михаила Квакина.

Полковник Александров

Командир Красной Армии, отец Жени и Ольги. Заботливый отец, справедливо относится к людям. Открытый и честный. Достойно оценивает поступок Тимура, когда тот среди ночи успел привести в Москву Женю на мотоцикле.

Это краткая характеристика персонажей повести Гайдара «Тимур и его команда», которая может быть использована на уроке литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Владислав Болховитинов

    11/11

  • Ольга Булычева

    11/11

  • Марина Лисова

    9/11

  • Марат Нурутдинов

    9/11

  • Камилла Яруллина

    7/11

  • Марина Зубенко

    9/11

  • Зыбенко Наталья

    11/11

  • Иван Шумаков

    11/11

  • Иван Дудин

    9/11

  • Ирина Терлецкая

    11/11

Источник