Луи ленена семейство молочницы
Вундеркинды живописи Братья Ленен являются одними из самых выдающихся французских художников XVII века наряду с Николя Пуссеном и Жоржем де Ла Тур. Их картины были приобретены известными историческими фигурами (даже самой Екатериной II!). А сейчас их работы украшают стены крупнейших музеев. Загадка братьев Ленен очаровывала искусствоведов и вызывала споры на протяжении более века.
Биография братьев
Творчество братьев Ленен – одна из величайших загадок французской живописи XVII века. Было три брата Ленен: старший Антуан, затем Луи и, наконец, Матье. Все они родились в Лане (север Франции) между 1600 и 1610 годами. О биографии братьев известно крайне мало. Они переехали в Париж в 1629 году в роскошный квартал Сен-Жермен-де-Пре, где обычно жили художники из провинции или из-за границы. В то время только Антуан был признан мастером и руководителем мастерской, а два его брата просто работали вместе с ним.
Антуан Ленен «Музыкальная встреча» (год неизвестен) / Фото: alamy.com
Братья Ленен практиковали все жанры: религиозную и мифологическую живопись, индивидуальный и групповой портрет, жанровое искусство. В 1630-е годы у них преобладали заказы на религиозные картины. Затем братья обратились к крестьянскому жанровому искусству, показывая беднейших людей с необычайным чувством человеческого достоинства. Хотя популярным в то время было изобразить крестьян в карикатурных и насмешливых образах. В этот период братья переняли принципы голландской групповой портретной живописи, и их искусство приблизилось к совершенству.
Луи Ленен «Счастливое семейство» (Лувр) 1642 / Фото: britannica.com
Шедевры братьев датируются 1640-ми годами: «Крестьянские семьи», «Кузница» или «Фермерский вагон», выставленные в Лувре. Эти работы демонстрируют с абсолютной точностью простой и духовный образ крестьянской жизни. Творчество братьев Ленен – это также небольшие гравюры на медных пластинах до монументальных религиозных композиций, не говоря уже о мифологических картинах, наполненных с особой чувственностью. После «Крестьянской семьи в интерьере», которая сегодня находится в Лувре, некоторые из работ братьев стали настоящими иконами в истории искусства, а их жизнь остается загадочной и приводит к множеству противоречивых интерпретаций.
Матье Ленен «Музыканты» (год неизвестен) / Фото: christies.com
В чем же загадочность братьев?
Загадка №1. Есть одно НО. Хотя создание картин в мастерской было совместным, их творчество – это все еще работа трех разных людей. Историки стремились идентифицировать и изолировать роль каждого из них, потому что эпоха, пропитанная индивидуализмом (важный императив для выражения гения!), пытается справиться с видением «коллективного искусства». Суть загадки касается соответствующей роли каждого брата в их общей работе: картины неоднородны, хотя основные темы раскрывают доминирующую личность того или другого.
Эти работы представляют собой настоящую проблему для искусствоведов и составляют самую суть «тайны братьев Ленен».
Работы братьев Ленен «Две девочки» / «Кузница»
Загадка №2.
Но тайна, окружающая братьев Ленен, на этом не заканчивается. Помимо предполагаемого разнообразия их личностей, завеса тайны также окутывает многие их композиции. Откуда такой особый интерес к крестьянским сценам у представителей парижской элиты? Как сформировалось столь нестандартное сочетание популярных крестьянских элементов с элементами буржуазии, которое никогда не встречается в действительности? Откуда, наконец, это чрезмерное присутствие детей, иногда одетых в жалкие, а иногда и буржуазные наряды – и все это в одной картине? Некоторые видят в этом особое сочувствие братьев Ленен к благотворительным действиям.
Работа братьев Ленен «Крестьянская телега» (1641)
Роль каждого брата
Исходя из множественных споров искусствоведы привели свою интерпретацию о роли каждого из братьев:
1. Антуан, старший, был автором небольших групповых портретов в несколько архаичном стиле и неуклюжих пропорциях. Он любил свободную и яркую палитру, детские сцены.
2. Луи считается настоящим гением искусства в этой семье, автором «большого стиля» братьев Ленен. Ему приписывают все самые амбициозные работы, самые новаторские и совершенные: крестьянские сцены, мифологические сюжеты, демонстрирующие чувственность, лучшие портреты. Его стиль – строгий, мощный, в оттенках коричневого, зеленого, серого и синего.
3. Матье – самая спорная фигура в семье, и мнения о нем широко расходятся. Тот факт, что он пережил двух своих братьев, которые умерли в 1648 году, похоже, играет не в его пользу. После 1648 года Матье потерял все самые лучшие качества, наработанные в мастерской вместе с братьями. Его картины приобрели более нелепую форму искусства без необходимости поддерживать собственную художественную репутацию или репутацию студии. Хотя, обогащенный репутацией мастерской и преемственностью своих братьев, Матье приложил все усилия для совершенствования семейного дела. Ему приписывают мастерство, чувство расстановки позы, ракурса и более разнообразную цветовую гамму. Как и его братья, Матье был портретистом. При этом он добился гражданских и воинских почестей и даже дворянства.
Работа братьев Ленен «Семейство молочницы» (ок 1641)
Творчество братьев-художников – свидетельство того ошеломительного успеха, которого они достигли при жизни. Как и многие гениальные художники они позже были забыты, а заново открыты искусствоведом и апостолом реализма Шанфлери лишь в середине XIX века. Шанфлери видел в братьях предшественников, отражающих на полотнах истину о жалкой реальности крестьянской ситуации своего времени. Это художники, которые, несмотря на свою преимущественно парижскую карьеру, по-прежнему были сильно привязаны к сельской местности своего родного края. Тайна окутывает братьев Ленен, которые, как это ни парадоксально, были самыми талантливыми и заслуженно известными художниками своего времени. Работы братьев Ленен являются сегодня иконами французского искусства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
17.07.2008
Публикации
Совместная творческая деятельность трех братьев-живописцев, которые имели общую мастерскую и подписывали свои работы только одной фамилией — редкий случай в истории мировой живописи. Братья Ленен исполняли картины на религиозные, мифологические сюжеты и портреты, но самое ценное в их наследии — жанровая живопись, ставшая яркой страницей в истории французской культуры XVII столетия. Изучение и коллекционирование забытых произведений Лененов началось только с середины XIX века. Но и по сей день многое, в первую очередь связанное с выяснением лица каждого из братьев и установления авторства их картин, остается неясным.
Известно, что братья Ленен — уроженцы Северной Франции, города Лана в Пикардии, что они происходили из крестьянской зажиточной и по тем временам культурной семьи. Юность, проведенная в провинции, дала им первые и незабываемые впечатления сельской жизни. В конце 1620-х годов браться переехали в Париж, где завоевали известность. Они завели мастерскую, во главе которой стоял Антуан. В 1648 году Антуан и Луи были приняты в звании жанровых живописцев в только что созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, но в том же году оба скоропостижно скончались. Постепенно фамилия Лененов стала связываться лишь с творчеством младшего из них, Матье, который принадлежал по существу уже другому поколению и в своих жанровых и портретных работах зависел от новых вкусов.
Матье Ленен. Караульня
Антуан Ленен, возможно, учил живописи своих младших братьев, положил начало их творческим поискам, но сам он был добросовестным, не очень одаренным художником, сохранившим немало архаических черт. Луи Ленен обладал не только большим и ярким талантом, но и стал создателем крестьянского жанра во французской живописи XVII века. При упоминании братьев Ленен именно Луи Ленен выступает как главная творческая фигура.
Луи Ленен. Посещение бабушки
Расцвет его искусства относится к началу 1640-х годов, когда он проявил себя как самостоятельный и оригинальный мастер. Художник непосредственно обращается к жизни французского крестьянства; он относится к своим героям с чувством глубокого уважения: ощущением поэзии и строгой правдивости исполнены его сцены крестьянского быта, где действуют величаво-спокойные, полные достоинства, неторопливые люди.
Картины невелики по размерам. Выявленные четкой обобщенной линией контура почти статуарные фигуры располагаются обычно в определенных пространственных границах. Вместе с тем в полотнах создается ощущение глубины, особенно тогда, когда фоном для фигур служат пейзажи, просторные равнины Пикардии, открытые солнцу и напоенные воздухом.
Многие картины, изображающие сцены в интерьере крестьянского дома, отличаются общим серо-коричневым тоном, данным в изысканных переходах от более светлых, серебристых до коричневато-шоколадных оттенков. Этот благородный и очень сдержанный колорит вместе с тем вполне конкретен. Он передает цвет грубых одежд, выгоревших от солнца и пропитанных пылью, сумрачность малоосвещенной и бедной комнаты и словно сущность самой жизни ее обитателей, скромной, неяркой и однообразной.
Луи Ленен. Трапеза крестьян. 1642
В картине «Трапеза крестьян» (1642, Париж, Лувр) выделены три главные фигуры. В центре хозяин дома, белокурый мужчина с прозрачными глазами и усталым лицом. Сидящие рядом двое в лохмотьях — это бродяги, с которыми крестьянская семья разделяет свою трапезу. Остальные персонажи — молчаливая крестьянка, мальчик со скрипкой и два других мальчика, один из которых, прелестный и большеглазый, грустно и неотступно смотрит на зрителя из глубины комнаты, — составляют своего рода окружение для основных действующих лиц. Каждый поглощен своими мыслями, не связан общим действием, никто не смотрит друг на друга. Но Ленен умеет объединить своих внешне бесстрастных героев общностью настроения и восприятия жизни. Не скромная трапеза здесь связывает людей, а какое-то общее состояние, затаенное раздумье.
Луи Ленен. Семейство молочницы
Там, где мастер изображает сцены на открытом воздухе, преобладает светлый серебристый колорит. Одна из самых известных его картин — «Семейство молочницы» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Раннее, овеянное туманной дымкой утро, крестьянская семья отправляется на рынок. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Художник с теплым чувством изображает молочницу, состарившуюся от труда и лишений, усталого крестьянина, толстощекого рассудительного мальчугана, хрупкую, не по годам серьезную девочку. Сзади — широкая долина, далекий город на горизонте, синее бескрайнее небо. Художник мастерски передает тусклое сияние медного бидона, твердость каменистой почвы, грубую домотканую одежду крестьян, мохнатую шерсть ослика. Гладкое почти эмалевое письмо соединяется со свободной, прозрачной живописью.
Картины Луи Ленена лишены оттенка будничного прозаизма, в них всегда чувствуется что-то значительное. Истинно французский мастер, Луи Ленен внутренне близок к Жоржу де Латуру и Пуссену, хотя и идет своим путем.
Названия его картин, возникшие позже, условны. В одних из них можно наметить некоторые сюжетные связи, другие полотна почти лишены сюжета. В «Отдыхе всадника» (Лондон, Музей Виктории и Альберта) правдива сама ситуация, запечатлевшая разных людей, которые встретились на сельской дороге. Фигуры разобщены, статичны. Кажущаяся фрагментарность простой сцены подчинена лаконичной, строгой, глубоко продуманной и уравновешенной композиции. Среди произведений Луи Ленена эта картина считается наиболее близкой к традиции классического искусства, а образ смеющейся девушки с медным жбаном на голове принято сравнивать с колонной или античной кариатидой.
Луи Ленен. Повозка. 1641
Мастерство композиции покоряет в картине «Повозка» (1641, Париж, Лувр), великолепной по своей светлой, пленэрной живописи. Образ природы у художника всегда неразрывно связан с жизнью людей. Художник стремится раскрыть своеобразную красоту в обыденных предметах крестьянского обихода.
Луи Ленен. Кузница
Неожиданной кажется луврская картина «Кузница», в которой Ленен выходит за рамки традиционных сюжетов. Его герои — кузнец в красной рубахе и окружающая его семья. Они статичны, разобщены, спокойны. Пламя горна наполняет тесную кузницу контрастами света и тени, переданными без караваджистской резкости и смягченными общим, золотисто-розовым тоном. Исходящая от картины напряженность порождена цветовыми пятнами, движением света, затесненностью пространства, энергией мазков. Полотно Луи Ленена — одно из первых образов труда в европейском изобразительном искусстве.
Татьяна Каптерева
Источник
Филиал Лувра во французском городе Ленсе представил ретроспективу трёх самых загадочных художников во французской истории – братьев Антуана, Луи и Матье Ленен. Они входят в число наиболее значительных живописцев XVII века наряду с Никола Пуссеном и Жоржем де Латуром.
Однако ретроспектива «Тайна Ленен» – первая за последние четыре десятилетия.
В ней представлены 55 из 75-ти известных картин, созданных этим трио.
Братья Ленен работали в Париже в 1630-х – 1640-х годах, и многие их полотна стали
иконами в истории искусств. Тем не менее, об их жизни известно мало,
а авторство большинства картин до сих пор обсуждается.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Христос в Эммаусе
Их произведения покупали такие знаменитые исторические персонажи, как российская императрица Екатерина Великая, а сейчас они пользуются популярностью в мировых музеях. Из-за хрупкости эти шедевры очень нечасто собираются вместе.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Поклонение пастухов и Распятие
Последняя столь масштабная ретроспектива братьев Ленен проходила в 1978 – 1979 в парижском Большом дворце. Теперь же устроители выставки (музей Лувр-Ланс, Музей искусств Кимбелла в Техасе и музеи Сан-Франциско) одолжили экспонаты у частных коллекционеров, крупных европейских, российских и американских учреждений.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Крестьянская свадьба. 1642
Трое братьев родились в семье зажиточного крестьянина и винодела из Лана (Пикардия).
Антуан (ок. 1588 — 1648) был третьим из пяти сыновей, Луи (ок. 1593 – 1648) – четвёртым, а Матье (1607 — 1677) – последним.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Крестьянская телега. 1641
Обучались они, скорее всего, у художника из Северной Европы, но его личность установить так и не удалось. В 1629 году все трое переехали в Париж, где поселились в привилегированном предместье Сен-Жермен и открыли мастерскую, которую возглавил Антуан.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Визит к бабушке.
Луи наименее часто упоминается в старых источниках, но именно он считается художественным гением семьи, автором большинства крестьянских сцен, а также единственным из трио, чьи картины демонстрируют реальное чувство ландшафта.
Братья Ленен. Трое мужчин и мальчик. (ок. 1648)
В экспозиции есть общий портрет братьев из Национальной галереи в Лондоне – неоконченное полотно, где все трое изобразили себя стоящими плечом к плечу.
Братья Ленен. Молодые игроки
Луи умер в Париже 23 мая 1648 года, а два дня спустя скоропостижно скончался Антуан.
После их смерти Матье – самый амбициозный из троих – практически оставил живопись, стал владельцем фермы отца и лейтенантом городской милиции.
Крестьянский интерьер со старым флейтистом. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1642
Наибольшую известность братьям принесли изображения бедных крестьян,
исполненные смиренного достоинства и психологической глубины, – без карикатурно-издевательского оттенка, характерного для сельских сцен в те времена. В то же время смысл картин зачастую остаётся загадкой, что приводит к многочисленным противоречивым интерпретациям.
Крестьянский интерьер. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1645
Братья Ленен были забыты в XVIII веке, но заново открыты через 200 лет после своей смерти писателем и искусствоведом Шанфлёри.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Пейзаж с крестьянами
Но и сейчас, полтора века спустя, эксперты не знают ответов на множество вопросов. Кто был их учителем? Что побудило их обратиться к сюжетам о бедняках? Кто покупал их полотна и был покровителем? И самый актуальный вопрос: кто из братьев создал ту или иную картину?
Братья Ленен, «Венера в кузнице Вулкана» (1641). Музей изящных искусств, Реймс
Братья Ленен (предположительно, Луи Ленен), «Аллегория Победы» (ок. 1635). Лувр, Париж
Ведь чаще всего они подписывались просто «Ленен», и неизвестно, была ли у каждого своя специализация, и как часто они сотрудничали. Выставка «Тайна Ленен» пытается ответить на эти и другие вопросы.
Крестьянская семья. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1642
Интерес представляют такие работы, как «Крестьянская семья в интерьере» из Лувра или «Крестьянский интерьер со старым флейтистом» из коллекции музея Кимбелла. Скромные люди притягивают взгляд; художники мастерски передают не только детали одежды и обстановки, но, прежде всего, тонкие (подчас неуловимые) личные взаимоотношения своих персонажей.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Семейство молочницы
Такая близость проявляется во всех работах трио Ленен, будь то религиозные полотна, портреты или сцены городской семейной жизни. Ретроспектива представляет и другие аспекты их творчества – от миниатюр на меди до масштабных композиций на религиозную тему, а также чувственные мифологические сюжеты. Рядом выставлены и произведения их последователей, которые долгое время принимали за картины братьев.
Фрагмент выставки «Тайна Ленен» в музее Лувр-Ленс.
Выставка разделена на пять секций, ключевые из которых три: «Непонятый гений Луи», «Портретист и миниатюрист Антуан» и «Честолюбивый Матье». Таким образом кураторы пытаются идентифицировать художественную личность каждого из братьев. Интерактивные мониторы, размещённые в залах, приглашают посетителей разгадать части этой загадки.
Зрители могут участвовать в расследовании, изучая исторические архивы, находить портреты, скрытые под другими произведениями и раскрывать коммерческие секреты братьев Ленен.
Выставка «Тайна Ленен» в музее Лувр-Ленс продлится до 26 июня.
Источник: artchive.ru. По материалам официальных сайтов музея Лувр-Ленс
и Художественного музея Кимбелла, а также artdaily.com
Ленен. Вакх и Ариадна. 1635
Источник
Луи Ленен (1593-1648)
Семейство молочницы
Луи Ленен — один из братьев Ленен — французских живописцев, работавших в XVII веке, когда искусство их страны было, в основном, придворным. Но братья Ленен не расписывали церквей и дворцов, их произведения не претендовали на парадную величавость и торжественность. Антуан, Луи и Матье Ленен вошли в историю французского изобразительного искусства как родоначальники бытового жанра.
Семья Ленен жила в провинциальном городке Лане. Отец был королевским сержантом при судебной камере, разбогатевшим благодаря собственной предприимчивости. Первым учителем братьев Ленен считают иностранца, возможно фламандского живописца, жившего в Лане. В 1629 году старший брат Антуан вступил в корпорацию сэн-жерменских живописцев в Париже и стал во главе общей с братьями мастерской. Вероятно, Ленены никогда не порывали связей с родным Ланом, хотя и жили в Париже. Полудеревенская, полугородская среда зажиточных крестьян прочно входит в их произведения, составляя как сюжетную основу, так и постоянно обновляющийся источник образного содержания. Известность братьев Ленен росла, в Париже у них составился определенный круг заказчиков, и в 1648 году они были приняты в Королевскую Академию живописи и скульптуры.
Визит к бабушке
Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин.
По-видимому, в 20-х годах были созданы «Юные музыканты» и «Мастерская художника» с типично фламандским чйодходом к решению темы, свидетельствующие, что в это время Луи был еще всецело под обаянием искусства старшего брата.
Пейзаж с крестьянами
В 30-х годах Луи Ленен по всей вероятности побывал в Италии и испытал воздействие модного там тогда течения — караваджизма. Вернувшись с запасом ярких, свежих впечатлений, он сознательно обратился к монументализации своих жанровых работ, стремясь придать им некий синтетически обобщающий характер. Сюжеты, самые простые и непритязательные, получали в его исполнении особую значительность, живописную красоту, даже торжественность. «Возвращение с сенокоса» (1641), «Трапеза крестьян» (1642), «Остановка всадника», «Посещение бабушки» (1642), «Семья молочницы» — лучшие полотна Ленена.
У них очень продуманная композиция с контрастом между легкой воздушностыо пейзажа и ощутимой материальностью первоплановых фигур, с четким почти геометрически правильным построением и равновесием масс. Колористическая гамма несколько скупа, но очень благородна в сочетании серых, белых, коричневых тонов с ударами розово-красного, желтого, синего, зеленого цветов при доминанте серебристо-серого. Точный рисунок, национальный типаж лиц, какое-то эпическое спокойствие общей эмоциональной атмосферы картин составляют основные особенности творческой манеры Луи Ленена.
Крестьянская телега (также Повозка, Возвращение с сенокоса)
Образам крестьян в его картинах одинаково чужды и грубость и слащавая идеализация. Это серьезные люди — труженики с честными открытыми лицами и уверенной неторопливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы. Такая трактовка образов простолюдинов была достаточно смелой и новаторской по тем временам. Мир крестьян Ленена — это отнюдь не мир униженных и оскорбленных: ни тени забитости, житейской подавленности. Наоборот, внутреннее благородство, огромная человечность при совершенной художественной убедительности.
Крестьянская свадьба
Ленен был подлинным реалистом, далеким от натуралистического понимания задач художника, активно, творчески осваивавшим мир.
Портреты кисти Луи Ленена — «Портрет маркизы Фарбен Янсон», «Портрет мальчика» — просты и бесхитростны, религиозные композиции, а их тоже случалось писать художнику, носят ярко выраженный жанровый характер. Немногочисленные пейзажи отличаются верностью наблюдения, некоторой интимностью восприятия природы и необычайным мастерством передачи серебристого, прозрачного воздуха.
Последние материалы в этом разделе:
ââ Ðиже ÑмоÑÑиÑе на ÑемаÑиÑеÑкое ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑво (ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ маÑеÑиалÑ) ââ
Источник