Луи ленен семейство молочницы эрмитаж

Вундеркинды живописи Братья Ленен являются одними из самых выдающихся французских художников XVII века наряду с Николя Пуссеном и Жоржем де Ла Тур. Их картины были приобретены известными историческими фигурами (даже самой Екатериной II!). А сейчас их работы украшают стены крупнейших музеев. Загадка братьев Ленен очаровывала искусствоведов и вызывала споры на протяжении более века.
Биография братьев
Творчество братьев Ленен – одна из величайших загадок французской живописи XVII века. Было три брата Ленен: старший Антуан, затем Луи и, наконец, Матье. Все они родились в Лане (север Франции) между 1600 и 1610 годами. О биографии братьев известно крайне мало. Они переехали в Париж в 1629 году в роскошный квартал Сен-Жермен-де-Пре, где обычно жили художники из провинции или из-за границы. В то время только Антуан был признан мастером и руководителем мастерской, а два его брата просто работали вместе с ним.
Антуан Ленен «Музыкальная встреча» (год неизвестен) / Фото: alamy.com
Братья Ленен практиковали все жанры: религиозную и мифологическую живопись, индивидуальный и групповой портрет, жанровое искусство. В 1630-е годы у них преобладали заказы на религиозные картины. Затем братья обратились к крестьянскому жанровому искусству, показывая беднейших людей с необычайным чувством человеческого достоинства. Хотя популярным в то время было изобразить крестьян в карикатурных и насмешливых образах. В этот период братья переняли принципы голландской групповой портретной живописи, и их искусство приблизилось к совершенству.
Луи Ленен «Счастливое семейство» (Лувр) 1642 / Фото: britannica.com
Шедевры братьев датируются 1640-ми годами: «Крестьянские семьи», «Кузница» или «Фермерский вагон», выставленные в Лувре. Эти работы демонстрируют с абсолютной точностью простой и духовный образ крестьянской жизни. Творчество братьев Ленен – это также небольшие гравюры на медных пластинах до монументальных религиозных композиций, не говоря уже о мифологических картинах, наполненных с особой чувственностью. После «Крестьянской семьи в интерьере», которая сегодня находится в Лувре, некоторые из работ братьев стали настоящими иконами в истории искусства, а их жизнь остается загадочной и приводит к множеству противоречивых интерпретаций.
Матье Ленен «Музыканты» (год неизвестен) / Фото: christies.com
В чем же загадочность братьев?
Загадка №1. Есть одно НО. Хотя создание картин в мастерской было совместным, их творчество – это все еще работа трех разных людей. Историки стремились идентифицировать и изолировать роль каждого из них, потому что эпоха, пропитанная индивидуализмом (важный императив для выражения гения!), пытается справиться с видением «коллективного искусства». Суть загадки касается соответствующей роли каждого брата в их общей работе: картины неоднородны, хотя основные темы раскрывают доминирующую личность того или другого.
Эти работы представляют собой настоящую проблему для искусствоведов и составляют самую суть «тайны братьев Ленен».
Работы братьев Ленен «Две девочки» / «Кузница»
Загадка №2.
Но тайна, окружающая братьев Ленен, на этом не заканчивается. Помимо предполагаемого разнообразия их личностей, завеса тайны также окутывает многие их композиции. Откуда такой особый интерес к крестьянским сценам у представителей парижской элиты? Как сформировалось столь нестандартное сочетание популярных крестьянских элементов с элементами буржуазии, которое никогда не встречается в действительности? Откуда, наконец, это чрезмерное присутствие детей, иногда одетых в жалкие, а иногда и буржуазные наряды – и все это в одной картине? Некоторые видят в этом особое сочувствие братьев Ленен к благотворительным действиям.
Работа братьев Ленен «Крестьянская телега» (1641)
Роль каждого брата
Исходя из множественных споров искусствоведы привели свою интерпретацию о роли каждого из братьев:
1. Антуан, старший, был автором небольших групповых портретов в несколько архаичном стиле и неуклюжих пропорциях. Он любил свободную и яркую палитру, детские сцены.
2. Луи считается настоящим гением искусства в этой семье, автором «большого стиля» братьев Ленен. Ему приписывают все самые амбициозные работы, самые новаторские и совершенные: крестьянские сцены, мифологические сюжеты, демонстрирующие чувственность, лучшие портреты. Его стиль – строгий, мощный, в оттенках коричневого, зеленого, серого и синего.
3. Матье – самая спорная фигура в семье, и мнения о нем широко расходятся. Тот факт, что он пережил двух своих братьев, которые умерли в 1648 году, похоже, играет не в его пользу. После 1648 года Матье потерял все самые лучшие качества, наработанные в мастерской вместе с братьями. Его картины приобрели более нелепую форму искусства без необходимости поддерживать собственную художественную репутацию или репутацию студии. Хотя, обогащенный репутацией мастерской и преемственностью своих братьев, Матье приложил все усилия для совершенствования семейного дела. Ему приписывают мастерство, чувство расстановки позы, ракурса и более разнообразную цветовую гамму. Как и его братья, Матье был портретистом. При этом он добился гражданских и воинских почестей и даже дворянства.
Работа братьев Ленен «Семейство молочницы» (ок 1641)
Творчество братьев-художников – свидетельство того ошеломительного успеха, которого они достигли при жизни. Как и многие гениальные художники они позже были забыты, а заново открыты искусствоведом и апостолом реализма Шанфлери лишь в середине XIX века. Шанфлери видел в братьях предшественников, отражающих на полотнах истину о жалкой реальности крестьянской ситуации своего времени. Это художники, которые, несмотря на свою преимущественно парижскую карьеру, по-прежнему были сильно привязаны к сельской местности своего родного края. Тайна окутывает братьев Ленен, которые, как это ни парадоксально, были самыми талантливыми и заслуженно известными художниками своего времени. Работы братьев Ленен являются сегодня иконами французского искусства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
17.07.2008
Публикации
Совместная творческая деятельность трех братьев-живописцев, которые имели общую мастерскую и подписывали свои работы только одной фамилией — редкий случай в истории мировой живописи. Братья Ленен исполняли картины на религиозные, мифологические сюжеты и портреты, но самое ценное в их наследии — жанровая живопись, ставшая яркой страницей в истории французской культуры XVII столетия. Изучение и коллекционирование забытых произведений Лененов началось только с середины XIX века. Но и по сей день многое, в первую очередь связанное с выяснением лица каждого из братьев и установления авторства их картин, остается неясным.
Известно, что братья Ленен — уроженцы Северной Франции, города Лана в Пикардии, что они происходили из крестьянской зажиточной и по тем временам культурной семьи. Юность, проведенная в провинции, дала им первые и незабываемые впечатления сельской жизни. В конце 1620-х годов браться переехали в Париж, где завоевали известность. Они завели мастерскую, во главе которой стоял Антуан. В 1648 году Антуан и Луи были приняты в звании жанровых живописцев в только что созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, но в том же году оба скоропостижно скончались. Постепенно фамилия Лененов стала связываться лишь с творчеством младшего из них, Матье, который принадлежал по существу уже другому поколению и в своих жанровых и портретных работах зависел от новых вкусов.
Матье Ленен. Караульня
Антуан Ленен, возможно, учил живописи своих младших братьев, положил начало их творческим поискам, но сам он был добросовестным, не очень одаренным художником, сохранившим немало архаических черт. Луи Ленен обладал не только большим и ярким талантом, но и стал создателем крестьянского жанра во французской живописи XVII века. При упоминании братьев Ленен именно Луи Ленен выступает как главная творческая фигура.
Луи Ленен. Посещение бабушки
Расцвет его искусства относится к началу 1640-х годов, когда он проявил себя как самостоятельный и оригинальный мастер. Художник непосредственно обращается к жизни французского крестьянства; он относится к своим героям с чувством глубокого уважения: ощущением поэзии и строгой правдивости исполнены его сцены крестьянского быта, где действуют величаво-спокойные, полные достоинства, неторопливые люди.
Картины невелики по размерам. Выявленные четкой обобщенной линией контура почти статуарные фигуры располагаются обычно в определенных пространственных границах. Вместе с тем в полотнах создается ощущение глубины, особенно тогда, когда фоном для фигур служат пейзажи, просторные равнины Пикардии, открытые солнцу и напоенные воздухом.
Многие картины, изображающие сцены в интерьере крестьянского дома, отличаются общим серо-коричневым тоном, данным в изысканных переходах от более светлых, серебристых до коричневато-шоколадных оттенков. Этот благородный и очень сдержанный колорит вместе с тем вполне конкретен. Он передает цвет грубых одежд, выгоревших от солнца и пропитанных пылью, сумрачность малоосвещенной и бедной комнаты и словно сущность самой жизни ее обитателей, скромной, неяркой и однообразной.
Луи Ленен. Трапеза крестьян. 1642
В картине «Трапеза крестьян» (1642, Париж, Лувр) выделены три главные фигуры. В центре хозяин дома, белокурый мужчина с прозрачными глазами и усталым лицом. Сидящие рядом двое в лохмотьях — это бродяги, с которыми крестьянская семья разделяет свою трапезу. Остальные персонажи — молчаливая крестьянка, мальчик со скрипкой и два других мальчика, один из которых, прелестный и большеглазый, грустно и неотступно смотрит на зрителя из глубины комнаты, — составляют своего рода окружение для основных действующих лиц. Каждый поглощен своими мыслями, не связан общим действием, никто не смотрит друг на друга. Но Ленен умеет объединить своих внешне бесстрастных героев общностью настроения и восприятия жизни. Не скромная трапеза здесь связывает людей, а какое-то общее состояние, затаенное раздумье.
Луи Ленен. Семейство молочницы
Там, где мастер изображает сцены на открытом воздухе, преобладает светлый серебристый колорит. Одна из самых известных его картин — «Семейство молочницы» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Раннее, овеянное туманной дымкой утро, крестьянская семья отправляется на рынок. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Художник с теплым чувством изображает молочницу, состарившуюся от труда и лишений, усталого крестьянина, толстощекого рассудительного мальчугана, хрупкую, не по годам серьезную девочку. Сзади — широкая долина, далекий город на горизонте, синее бескрайнее небо. Художник мастерски передает тусклое сияние медного бидона, твердость каменистой почвы, грубую домотканую одежду крестьян, мохнатую шерсть ослика. Гладкое почти эмалевое письмо соединяется со свободной, прозрачной живописью.
Картины Луи Ленена лишены оттенка будничного прозаизма, в них всегда чувствуется что-то значительное. Истинно французский мастер, Луи Ленен внутренне близок к Жоржу де Латуру и Пуссену, хотя и идет своим путем.
Названия его картин, возникшие позже, условны. В одних из них можно наметить некоторые сюжетные связи, другие полотна почти лишены сюжета. В «Отдыхе всадника» (Лондон, Музей Виктории и Альберта) правдива сама ситуация, запечатлевшая разных людей, которые встретились на сельской дороге. Фигуры разобщены, статичны. Кажущаяся фрагментарность простой сцены подчинена лаконичной, строгой, глубоко продуманной и уравновешенной композиции. Среди произведений Луи Ленена эта картина считается наиболее близкой к традиции классического искусства, а образ смеющейся девушки с медным жбаном на голове принято сравнивать с колонной или античной кариатидой.
Луи Ленен. Повозка. 1641
Мастерство композиции покоряет в картине «Повозка» (1641, Париж, Лувр), великолепной по своей светлой, пленэрной живописи. Образ природы у художника всегда неразрывно связан с жизнью людей. Художник стремится раскрыть своеобразную красоту в обыденных предметах крестьянского обихода.
Луи Ленен. Кузница
Неожиданной кажется луврская картина «Кузница», в которой Ленен выходит за рамки традиционных сюжетов. Его герои — кузнец в красной рубахе и окружающая его семья. Они статичны, разобщены, спокойны. Пламя горна наполняет тесную кузницу контрастами света и тени, переданными без караваджистской резкости и смягченными общим, золотисто-розовым тоном. Исходящая от картины напряженность порождена цветовыми пятнами, движением света, затесненностью пространства, энергией мазков. Полотно Луи Ленена — одно из первых образов труда в европейском изобразительном искусстве.
Татьяна Каптерева
Источник
Филиал Лувра во французском городе Ленсе представил ретроспективу трёх самых загадочных художников во французской истории – братьев Антуана, Луи и Матье Ленен. Они входят в число наиболее значительных живописцев XVII века наряду с Никола Пуссеном и Жоржем де Латуром.
Однако ретроспектива «Тайна Ленен» – первая за последние четыре десятилетия.
В ней представлены 55 из 75-ти известных картин, созданных этим трио.
Братья Ленен работали в Париже в 1630-х – 1640-х годах, и многие их полотна стали
иконами в истории искусств. Тем не менее, об их жизни известно мало,
а авторство большинства картин до сих пор обсуждается.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Христос в Эммаусе
Их произведения покупали такие знаменитые исторические персонажи, как российская императрица Екатерина Великая, а сейчас они пользуются популярностью в мировых музеях. Из-за хрупкости эти шедевры очень нечасто собираются вместе.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Поклонение пастухов и Распятие
Последняя столь масштабная ретроспектива братьев Ленен проходила в 1978 – 1979 в парижском Большом дворце. Теперь же устроители выставки (музей Лувр-Ланс, Музей искусств Кимбелла в Техасе и музеи Сан-Франциско) одолжили экспонаты у частных коллекционеров, крупных европейских, российских и американских учреждений.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Крестьянская свадьба. 1642
Трое братьев родились в семье зажиточного крестьянина и винодела из Лана (Пикардия).
Антуан (ок. 1588 — 1648) был третьим из пяти сыновей, Луи (ок. 1593 – 1648) – четвёртым, а Матье (1607 — 1677) – последним.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Крестьянская телега. 1641
Обучались они, скорее всего, у художника из Северной Европы, но его личность установить так и не удалось. В 1629 году все трое переехали в Париж, где поселились в привилегированном предместье Сен-Жермен и открыли мастерскую, которую возглавил Антуан.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Визит к бабушке.
Луи наименее часто упоминается в старых источниках, но именно он считается художественным гением семьи, автором большинства крестьянских сцен, а также единственным из трио, чьи картины демонстрируют реальное чувство ландшафта.
Братья Ленен. Трое мужчин и мальчик. (ок. 1648)
В экспозиции есть общий портрет братьев из Национальной галереи в Лондоне – неоконченное полотно, где все трое изобразили себя стоящими плечом к плечу.
Братья Ленен. Молодые игроки
Луи умер в Париже 23 мая 1648 года, а два дня спустя скоропостижно скончался Антуан.
После их смерти Матье – самый амбициозный из троих – практически оставил живопись, стал владельцем фермы отца и лейтенантом городской милиции.
Крестьянский интерьер со старым флейтистом. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1642
Наибольшую известность братьям принесли изображения бедных крестьян,
исполненные смиренного достоинства и психологической глубины, – без карикатурно-издевательского оттенка, характерного для сельских сцен в те времена. В то же время смысл картин зачастую остаётся загадкой, что приводит к многочисленным противоречивым интерпретациям.
Крестьянский интерьер. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1645
Братья Ленен были забыты в XVIII веке, но заново открыты через 200 лет после своей смерти писателем и искусствоведом Шанфлёри.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Пейзаж с крестьянами
Но и сейчас, полтора века спустя, эксперты не знают ответов на множество вопросов. Кто был их учителем? Что побудило их обратиться к сюжетам о бедняках? Кто покупал их полотна и был покровителем? И самый актуальный вопрос: кто из братьев создал ту или иную картину?
Братья Ленен, «Венера в кузнице Вулкана» (1641). Музей изящных искусств, Реймс
Братья Ленен (предположительно, Луи Ленен), «Аллегория Победы» (ок. 1635). Лувр, Париж
Ведь чаще всего они подписывались просто «Ленен», и неизвестно, была ли у каждого своя специализация, и как часто они сотрудничали. Выставка «Тайна Ленен» пытается ответить на эти и другие вопросы.
Крестьянская семья. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1642
Интерес представляют такие работы, как «Крестьянская семья в интерьере» из Лувра или «Крестьянский интерьер со старым флейтистом» из коллекции музея Кимбелла. Скромные люди притягивают взгляд; художники мастерски передают не только детали одежды и обстановки, но, прежде всего, тонкие (подчас неуловимые) личные взаимоотношения своих персонажей.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Семейство молочницы
Такая близость проявляется во всех работах трио Ленен, будь то религиозные полотна, портреты или сцены городской семейной жизни. Ретроспектива представляет и другие аспекты их творчества – от миниатюр на меди до масштабных композиций на религиозную тему, а также чувственные мифологические сюжеты. Рядом выставлены и произведения их последователей, которые долгое время принимали за картины братьев.
Фрагмент выставки «Тайна Ленен» в музее Лувр-Ленс.
Выставка разделена на пять секций, ключевые из которых три: «Непонятый гений Луи», «Портретист и миниатюрист Антуан» и «Честолюбивый Матье». Таким образом кураторы пытаются идентифицировать художественную личность каждого из братьев. Интерактивные мониторы, размещённые в залах, приглашают посетителей разгадать части этой загадки.
Зрители могут участвовать в расследовании, изучая исторические архивы, находить портреты, скрытые под другими произведениями и раскрывать коммерческие секреты братьев Ленен.
Выставка «Тайна Ленен» в музее Лувр-Ленс продлится до 26 июня.
Источник: artchive.ru. По материалам официальных сайтов музея Лувр-Ленс
и Художественного музея Кимбелла, а также artdaily.com
Ленен. Вакх и Ариадна. 1635
Источник
Антуан Ленен был добросовестным, но не очень одаренным художником. В его творчестве, в котором преобладали портретные работы, еще много архаичного; дробна и застыла композиция, характеристики не отличаются многообразием («Семейный портрет», 1642; Лувр). Искусство Антуана положило начало творческим поискам его младших братьев, и прежде всего крупнейшего из них — Луи Ленена.
Ранние работы Луи Ленена близки произведениям его старшего брата. Возможно, что Луи вместе с Матье совершил поездку в Италию. Караваджистская традиция оказала известное влияние на формирование его искусства. С 1640 г. Луи Ленен проявляет себя как вполне самостоятельный и оригинальный художник.
У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты. Луи Ленен непосредственно обратился в своем творчестве к жизни французского крестьянства. Новаторство Луи Ленена заключается в принципиально новой трактовке жизни народа. Именно в крестьянах художник видит лучшие стороны человека. Он относится к своим героям с чувством глубокого уважения; ощущением строгости, простоты и правдивости исполнены его сцены крестьянского быта, где действуют величаво-спокойные, полные достоинства скромные, неторопливые люди.
В своих полотнах он развертывает композицию на плоскости подобно рельефу, располагая фигуры в определенных пространственных границах. Выявленные четкой, обобщенной линией контура, фигуры подчиняются продуманному композиционному замыслу. Прекрасный колорист, Луи Ленен подчиняет сдержанную цветовую гамму серебристому тону, достигая мягкости и изысканности красочных переходов и соотношений.
Самые зрелые и совершенные произведения Луи Ленена были созданы в 1640-е годы.
Луи Ленен. Посещение бабушки. 1640-е гг. Ленинград, Эрмитаж.
Скуден завтрак бедной крестьянской семьи в картине «Крестьянская трапеза» (Лувр), но каким чувством собственного достоинства проникнуты эти труженики, сосредоточенно слушающие мелодию, которую мальчик наигрывает на скрипке. Всегда сдержанные, мало связанные друг с другом действием, герои Ленена воспринимаются тем не менее как члены коллектива, объединенного единством настроения, общностью восприятия жизни. Поэтическим чувством, задушевностью проникнута его картина «Молитва перед обедом» (Лондон, Национальная галлерея); строго и просто, без всякого оттенка сентиментальности изображена сцена посещения старой крестьянки ее внуками в эрмитажном полотне «Посещение бабушки»; торжественна полная спокойной жизнерадостности, классически ясная «Остановка всадника» (Лондон, музей Виктории и Альберта).
Луи Ленен. Семейство молочницы. 1640-е гг. Ленинград, Эрмитаж.
В 1640-е гг. Луи Ленен создает и одно из самых лучших своих произведений—«Семейство молочницы» (Эрмитаж). Раннее, овеянное туманной дымкой утро; крестьянская семья отправляется на рынок. С теплым чувством изображает художник этих простых людей, их открытые лица: состарившуюся от труда и лишений молочницу, усталого крестьянина, толстощекого рассудительного мальчугана и болезненную, хрупкую, не по годам серьезную девочку. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Чудесен пейзаж: широкая долина, далекий город на горизонте, подернутое серебристой дымкой синее бескрайнее небо. С большим мастерством передает художник материальность предметов, их фактурные особенности, тусклое сияние медного бидона, твердость каменистой почвы, грубость простой домотканой одежды крестьян, мохнатую шерсть ослика. Техника мазка очень разнообразна: гладкое, почти эмалевое письмо соединяется со свободной трепетной живописью.
Луи Ленен. Кузница. 1640-е гг. Париж, Лувр.
Высшим достижением Луи Ленена может быть названа его луврская «Кузница». Обычно Луи Ленен изображал крестьян во время трапезы, отдыха, развлечений; здесь же объектом его изображения стала сцена труда. Замечательно, что именно в труде художник увидел подлинную красоту человека. Мы не найдем в творчестве Луи Ленена образов, которые были бы в такой степени исполнены силы и гордости, как герои его «Кузницы»— простой кузнец в окружении семьи. В композиции больше свободы, движения, остроты; прежнее ровное, рассеянное освещение сменилось контрастами светотени, усиливающими эмоциональную выразительность образов; в самом мазке больше энергии. Выход за рамки традиционных сюжетов, обращение к новой теме способствовали в данном случае созданию одного из ранних впечатляющих образов труда в европейском изобразительном искусстве.
В крестьянском жанре Луи Ленена, проникнутом особым благородством и ясным, как бы очищенным восприятием жизни, не отражены в прямой форме резкие социальные противоречия того времени. Его образы в психологическом отношении подчас слишком нейтральны: чувство спокойного самообладания как бы поглощает все многообразие переживаний его героев. Тем не менее в эпоху жесточайшей эксплуатации народных масс, доводившей жизнь французского крестьянства почти до уровня жизни животных, в условиях нараставшего в недрах общества мощного народного протеста искусство Луи Ленена, утверждавшее человеческое достоинство, нравственную чистоту и моральную силу французского народа, имело большое прогрессивное значение.
В период дальнейшего усиления абсолютизма реалистический крестьянский жанр не имел благоприятных перспектив для своего развития. Это подтверждается примером творческой эволюции младшего из Лененов — Матье. Будучи моложе Луи на четырнадцать лет, он, по существу, принадлежал уже к другому поколению. В своем искусстве Матье Ленен тяготел к вкусам дворянского общества. Он начал свой творческий путь как последователь Луи Ленена («Крестьяне в кабачке»; Эрмитаж). В дальнейшем тематика и весь характер его творчества резко меняются — Матье пишет портреты аристократов и элегантные жанровые сцены из жизни «хорошего общества».
К направлению «живописцев реального мира» принадлежало большое число провинциальных художников, которые, значительно уступая таким мастерам, как Жорж де Латур и Луи Ленен, сумели создать живые и правдивые произведения. Таковы, например, Робер Турнье (1604 — 1670), автор строгой и выразительной картины «Снятие со креста» (Тулуза, Музей), Ришар Тассель (1580 — 1660), написавший острый по характеристике портрет монахини Катрин де Монтолон (Дижон, Музей), и другие.
В первой половине 17 в. реалистические тенденции развиваются также и в области французского портрета. Крупнейшим портретистом этого времени был Филипп де Шампень (1602 — 1674). Фламандец по происхождению, он всю свою жизнь провел во Франции. Будучи близок ко двору, Шампень пользовался покровительством короля и Ришелье.
Шампень начал свою карьеру как мастер декоративной живописи, он писал также картины на религиозные сюжеты. Однако наиболее широко дарование Шампеня раскрылось в области портрета. Он был своеобразным историографом своего времени. Ему принадлежат портреты членов королевского дома, государственных деятелей, ученых, писателей, представителей французского духовенства.
Филипп де Шампень. Портрет Арно д’Андильи. 1650 г. Париж, Лувр.
Среди произведений Шампеня наиболее известен портрет кардинала Ришелье (1636, Лувр). Кардинал изображен во весь рост; он как бы медленно проходит перед зрителем. Его фигура в кардинальской мантии с широкими ниспадающими складками очерчивается ясным и четким контуром на фоне парчовой драпировки. Насыщенные тона розовато-красной мантии и золотистого фона оттеняют тонкое, бледное лицо кардинала, его подвижные руки. При всей своей парадности портрет, однако, лишен внешней бравурности и не перегружен аксессуарами. Его подлинная монументальность — в чувстве внутренней силы и собранности, в простоте художественного решения. Естественно, что еще большей строгостью и жизненной убедительностью отличаются портреты Шампеня, лишенные репрезентативного характера. К лучшим произведениям мастера относится находящийся в Лувре портрет Арно д’Андильи (1650).
Источник