Фонтан молочница или девушка с кувшином

Фонтан молочница или девушка с кувшином thumbnail

Фонтан молочница или девушка с кувшином Фонтан молочница или девушка с кувшином

История фонтана «Девушка с кувшином»

В 1808–1810 годах Александр I отдал распоряжение начать благоустройство того участка, где раньше была Катальная гора. Работой руководил садовый мастер И. Буш и архитектор Л. Руска. Между Большим прудом и Гранитной террасой был склон, который оформили в виде зеленых уступов, были проложены дорожки, а устье бокового канальца превратили в фонтан (проект инженера А. Бетанкура). В этот момент и возник замысел декорировать эту территорию парка скульптурами. Но фигура «Молочницы» появилась здесь лишь летом в 1816 году. Статую изготовил известный в то время скульптор П. П. Соколов. Источником сюжета послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Фонтан молочница или девушка с кувшином Фонтан молочница или девушка с кувшином

Особенности фонтана «Девушка с кувшином»

Скульптуру отлили из бронзы в Академии художеств. Пьедестала для бронзовой девушки служит гранитная скала. Ее разбитый кувшин, лежащий у ног, бежит струя воды, уходящую в сообщающийся с фонтаном бассейн. В первом варианте бассейн был исполнен в виде грота, к которому вела лестница, сделанная из пудостского камня. Грот существовал только до середины девятнадцатого столетия. 

Фонтан молочница или девушка с кувшином Фонтан молочница или девушка с кувшином

Современное время

В годы Второй мировой войны перед оккупацией города Пушкина немецкими захватчиками фигура «Молочницы» была зарыта, поэтому фонтан не пострадал. Сегодня оригинал «Молочницы» находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которую сделали в 1990 году. Другое более известное название фонтана Молочница» — «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином». 

Фонтан молочница или девушка с кувшином Фонтан молочница или девушка с кувшином

Басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком»

Удобно и легко одета,
Кувшин на голову поставив с молоком,
В короткой юбке, чуть не босиком,
Спешила в город на базар Перетта.
Себя мечтой веселой окрыляя,
Молочница решила молодая,
Что будет поставщик на деньги тароват:
«Куплю тогда яиц и выведу цыплят,
У дома, во дворе, их выкормлю прекрасно,
Лисица к ним залезть попробует напрасно;
Я все обдумала хитро, умно и тонко;
Продав цыплят, куплю, конечно, поросенка,
Чтоб вырастить свинью, расходов будет грош,
Ведь поросенок мой и крупен, и хорош,
А денег за него я получу не мало.

Фонтан молочница или девушка с кувшином Фонтан молочница или девушка с кувшином
Хотела бы я знать, что мне бы помешало
Не нагружать себе напрасно кошелька,
А выбрать в городе корову и бычка,
Мне будет за труды достойная награда
Смотреть, как прыгают они средь стада».
Тут прыгнула она сама так высоко,
Что, уронив кувшин, разлила молоко.
К нему прибавились и новые утраты:
Погиб бычок, свинья, корова и цыплята.
С отчаяньем, полна тоски,
Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу.
Все это в басню вылилось потом.
Под именем «Кувшина с молоком».

Фонтан молочница или девушка с кувшином Фонтан молочница или девушка с кувшином

Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума.
Все грезят наяву; мечтать отрадно нам:
Нас сладостный обман возносит к небесам.
Мечтаньям нашим нет предела и конца:
Для нас все почести, все женские сердца!
Я в одиночестве, как все, мечтаю,
Храбрейшему я вызов посылаю,
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру, непобедимый, —
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.

Перевод Б. В. Каховского

Фонтан молочница или девушка с кувшином

Фонтан молочница или девушка с кувшином kotov_fontan_devuschka_s_kuvschinom

Фонтан молочница или девушка с кувшином Фонтан молочница или девушка с кувшином

Редакция сайта Пушкин.ру

Источник

Девушка с кувшином” (Молочница) — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры начала XIX века федерального и международного значения. Один из символов Царского Села.

А. С. Пушкин в 1830 году написал стихотворение «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Фигура девушки и разбитый кувшин отлиты из бронзы в мастерских Императорской Академии Художеств. Пьедестал – гранитная скала. До середины XIX века бассейн, куда поступала вода, был оформлен в виде грота.

Первоначально в этом месте находился родник. При Екатерине II к роднику построили каменную лестницу, а над струей и деревянным желобом, по которому она текла, была устроена арка на колоннах.

В 1808—1810 годах территорию между Большим прудом и Гранитной террасой превратили в уступы, были проложены дорожки, а устье бокового канала превратили в фонтан, который был запущен в 1810 году к столетию Царского Села.

Первоначально статуя была алебастровой. Бронзовая фигура «Молочницы» появилась во II половине 1816 года. Она была отлита в Академии художеств. Вокруг фонтана был создан романтический ландшафт.

Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, но обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет. Специальные исследовательские позволили выяснить и зафиксировать на чертежах имеющуюся систему водоснабжения. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.

Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.

В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.

Сюжетом к фонтану послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке –
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это – целых три выводка;
“Если постараться,- рассуждала она,-
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью – еще того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и ее продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и теленка?
То-то он будет скакать в стаде!”
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал –
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредет объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется “Кувшин молока”.
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы –
Все мы грезим наяву в свое удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один – никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моем челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришел в себя – ,
И я все тот же Жан-бедняга.

Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки.

У ее ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку.

Источник

Вот и наступил этот день – символ нашего города, наша “царскосельская муза” , обожаемая всеми “Девушка с кувшином” благополучно пережила своё очередное суровое зимнее заключение и снова радует глаза всех прохожих и отдыхающих в нашем Екатерининском парке, угощая жаждущих своей холодной ключевой водой. Это верный признак того, что пришла настоящая Весна!Каждый раз, когда я “захожу к ней в гости” испить водицы, для меня это “Возрождение Чистой Ключевой Водой”. Сегодня же с нами к источнику “пришёл” и Михаил Иванович Глинка. Как говаривал Кот Бегемот: “Маэстро, врежьте марш!”

“Там Нимфа с таицкой водой Водой, которой не разлиться, Там стала лебедем Фелица И бронзой Пушкин молодой… ” Иннокентий Анненский. 1906г (упоминая воду таицких ключей, Анненский намекает на то, что он также, как и Пушкин, пил здесь ту же воду, которой “угощает” “девушка с кувшином”, то есть вскормлены они с одного источника)

???? Итак, кто же она такая?

История появления этой скорбящей, загадочной, вечно печальной “девушки” в нашем царскосельском саду весьма таинственна. Возможно кто-то будет настаивать, что это чуть ли не крестьянка Перетта из басни Жана Лафонтена «Молочница». Мне же по душе более романтичная история. Внимайте же!

В начале 19-го века император Александр I задумал к 100-летию Царского Села облагородить и благоустроить ту часть царскосельского сада, где сейчас находится Гранитная терраса с видовой площадкой, населённой мифологическими персонажами, с которой открывается красивейший вид на Большой Царскосельский пруд. В ходе работ на склоне, который и ведёт к пруду, обнаружили родник. Перепад уровня земли составлял более 2 метров. Вот тут у испанского, а к этому времени уже российского инженера-механика Августина Бетанкура ( кстати, это при его активном участии в 1832г. на Дворцовой площади была установлена Александровская колонна!) и родилась идея вблизи Большого пруда соорудить фонтан.

Августин Хосе Педро де Бетанкур (1758—1824)

Вот тут и вплетается в моё повествование мистицизм, романтизм и тайна. Император Александр Павлович был женат на Елизавете Алексеевне, у которой “лицо было ангельски кротким, греческий профиль, большие голубые глаза, белокурые волосы, а талия тонкая, как у нимфы”. У венценосной четы весной 1799г. родилась дочь Мария, которая в годовалом возрасте умерла. В конце 1806г. императрица снова родила дочь Елизавету, которую так же постигла печальная участь. Горе матери было безутешным! Возможно это и повлияло на решение императора “увековечить” печальный образ в бронзе той, кто являлся хозяйкой царскосельского сада и красота которой не оставляла безразличными художников и скульпторов тех лет. Посмотрите, какое сходство!

Немецкая принцесса Луиза Мария Августа Баден-Дурлахская, в православии Елизавета Алексеевна ( 1779 – 1826)

Идею “усадить” девушку на своеобразный “гром-камень” почерпнули у почившей в бозе бабки Александра I Екатерины II. Помните, как она поставила на “гром-камень” Медный Всадник? Меньше чем за год нашли подходящий гранитный камень, обтесали его до нужных размеров пьедестала и просверлили в нём “водовод”.

Придворный скульптор Павел Петрович Соколов (1764 – 1835) изваял самый настоящий шедевр. Присмотритесь! На камне сидит женщина, только что превратившаяся в статую, от которой глаз не отвесть! Она завораживает и не отпускает! А какая поза! Удивляет и то, как Соколов естественно “усадил” свою босоногую красавицу в ниспадающей греческой тунике, на выступ камня, где ей и суждено было отныне “грустить”. Как же всё гармонично!

В этом месте позвольте мне ещё чуток подпустить мистицизма и тайн! Греческая туника девушки и греческий профиль императрицы – не намёк ли это? А Перетта то была француженкой! Дааа…. есть о чём подумать.

Все работы удалось завершить как раз к лету 1810 года, отметив таким образом 100-летие Царского Села. Но было и одно но… Отлить из бронзы статую удалось только к лету 1816 года. Литьё производили в Санкт-Петербурге в мастерской Императорской Академии художеств. До этого времени на “гром-камне” восседала “девушка” из гипса, которая до сих пор сохранилась и её можно видеть в Русском музее.

1816 год. Картина “Пейзаж у фонтана”. Фамилию художника выяснить мне, к сожалению, не удалось.

Перед самой оккупацией Пушкина 1941-44 годов, бронзовую статую закопали здесь же в саду, что к великой радости и спасло её. Уже к лету 45-го “Девушка” вернулась на своё историческое место, а фонтан с кувшином запустили в 1947-м. С тех пор, как говорил Александр Сергеевич, и “не зарастает к ней народная тропа”! Справедливости ради надо упомянуть, что в 1990 году оригинальную скульптуру, как особо ценную, перенесли на сохранность в Екатерининский музей, а в парке вот уж почти как 30 лет “сидит” её точная копия.

Чёрно-белое фото сделано в 1944 году, когда скульптура “девушки” была еще зарыта в земле, а глыба утопала в траве да мусоре.

“Девушка” была музой для многих поэтов и художников. Ей посвящали свои стихи Пушкин, Ахматова, Анненский! Анна Андреевна умудрилась даже “приревновать” деву к Пушкину. Вот какие страсти разыгрывались на этом удивительном месте, позволяющем поэтам выказывать своё восхищение! Прямо второй genio loci!

Я очень люблю возвращаться сюда снова и снова! И каждый новый раз как первый! Главное – не забывайте загадать и потереть ей ножку, и вы обязательно к ней вернётесь! Точно вам говорю!

А вот так 18 апреля при всём честном народе мы “пробуждали” ото сна нашу Царскосельскую Музу.

Репортажи об этом событии дадут телеканалы “Мир” ,”ТВЦ” и я, ваш виртуальный гид по Царскому Селу – Мэри М.

Есть ещё одна интересная история, связанная с нашей “девушкой с кувшином”. Присмотритесь на фото ниже. Ничего не напоминает?

Эту копию нашей царскосельской «Девушки с кувшином» подарила прусскому принцу Фридриху Карлу Александру его родная сестра Шарлотта, которая выйдя замуж за императора Николая I, приняла имя Александра Фёдоровна. Принц Карл, кстати, тоже был женат на внучке Павла I, Марии Луизе. С 1826 года подаренная скульптура “горюет” и над разбитым черепком на вилле Глинике недалеко от Потсдама, летней резиденции Карла. Но наша “девушка” всёж красивей и роднее! Не правда ли?

А на сегодня всё-ё! До новых встреч! ????

*     *     *

Буду рада Вашему ???? лайку и комментарию ???? !

Рада новым подписчикам моего канала «Записки царскосёла»

Жать СЮДА!

Peace & Love! Ваша Мэри М!

Уже в следующем выпуске мы совершим увлекательное путешествие по “Римским термам Камерона”. Нас ждут неповторимые в своём роде “Агатовые комнаты”. Не пропустите!

Источник

На вопрос “Что более всего наполняет пейзажный парк поэтическими видами?” ответ один – их водоемы: пруды, каналы, и, разумеется” – фонтаны.

Пруд на пути Виттоловского канала, 2019 г.Пруд Крестового канала Александровского паркаОдин из Верхних прудов Екатерининского паркаПример каскадов на территории холмистого пейзажного парка.

Что касается фонтанов в Екатерининском парке, то их всего два и оба не в традициях Петергофа. Об одном из них этот сюжет.

Около двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином» , из которого струится ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка. Этот ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и укрытый кронами старых деревьев, ранее служил началом ручья Вангазя.

Люди в этой местности селились задолго до основания Царского Села и первая владелица Царского Села – Екатерина I, уделяла роднику особое внимание. При ней родник был облагорожен, к нему построили небольшую каменную лестницу, а над струей, падающей с деревянного желоба, была устроена арка на колоннах.

Так было до 1810 года, когда пред очи Александра Первого ни предстал приглашенный из Испании известный инженер-механик и гидравлик Августин Бетанкур.

А. Бетанкур – один из организаторов транспортной системы Российской империи.

Император предлагает механику устроить на ослабевающем источнике фонтан, т.е. решать гидравлическую часть проблемы. Пока Александр приглядывался к специалисту, тот успешно справился с первым заданием.

Художественная часть идеи была поручена скульптору Павелу Петровичу Соколову, который в 1816-1817 гг. изваял для оформления фонтана миниатюрную фигуру девушки, печально склонившуюся над разбитым кувшином.

Фото: spbhi.ru

Официально считалось, что мотивом скульптурной композиции послужила басня Лафонтена “Молочница” о юной французской крестьянке, откуда и пошло название фонтана.

Этот незатейливый сюжет Павел Соколов совершенно переосмыслил, отказавшись от всякого комизма, придав фигуре и лицу бронзовой девушки глубокую печаль и явное сходство с Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I.

В ту пору многие знали, как скорбит императрица о своих безвременно ушедших дочерях, о полосе безразличия к ней со стороны венценосного супруга. П. Соколов искренне ей сочувствовал.

Елизавета Алексеевна отличалась утонченной красотой.

Вот как описывал ее облик современник: “Трудно передать всю прелесть Императрицы: черты лица её чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза и прелестнейшие белокурые волосы. Фигура её изящна…”.

Так в роду Романовых появилась первая красавица.

Возможно, Елизавета Алексеевна присутствовала на открытии фонтана 16 июня 1816 года.

Проходит еще 14 лет после открытия фонтана и А.С.Пушкин – счастливый муж юной Н.Н.Гончаровой снимает в ЦС дачу у вдовы Китаевой и впервые увидев эту скульптуру, пишет:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Здесь поэт фактически пересказывает сюжет басни Лафонтена. Мы не сразу замечаем того, что у поэта не кувшин, а урна, не молоко, а вода… Что нам с того? А то, что поэт позволил себе очень чувственное окончание “Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.” Казалось бы.

Однако на это с чувством ревности в 1916 году отвечает гениальная Анна Ахматова:

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной.

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю. благодаря чему фонтан смог успешно пережить оккупацию. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Фактический материал частично из : https://rg.ru/2016/06/02/kak-deva-s-kuvshinom-stala-geroinej-otechestvennoj-poezii.html

Источник